Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИС СО) в России

Правовые принципы формирования соцполитики Российской Федерации позволяют издавать и реализовать нормативные акты в данной области различным законодательным органам от Госдумы до местного совета. Это сильно усложняет гражданам процесс использования права на помощь из казны. Власти взяли на себя ответственность по упрощению метода общения населения с госструктурами. Для этого в стране создана единая система по информированию о соцобеспечении (ЕГИС по СО).

Цели и задачи

Система представляет собой единый информационный центр — своеобразную библиотеку нормативных актов. Зарегистрированный пользователь сможет получить на ее электронных страницах любую необходимую информацию о социальной политике РФ и ее субъектов.

Разработчики поставили перед собой следующие цели при создании информационного электронного портала:

  1. Создание удобных для граждан условий для получения информации о мерах соцподдержки, предусмотренных для каждой конкретной группы населения.
  2. Упрощение методов хранения данных (позволяет избавиться от множества бумаг).
  3. Привлечение людей к сотрудничеству с государством в области реализации соцполитики.
  4. Организация механизма реализации права на соцподдержку по принципу «единого окна».
  5. Снижение документооборота при взаимодействии исполнительных властных структур разных уровней при организации социальной помощи населению.
  6. Формирование электронного механизма точного учета статистических данных о получателях помощи и предоставленных им услугах.
Для справки: система облегчает жизнь не только граждан, но и госслужащих.

В начале разработки ставились следующие задачи:

  • создание программного обеспечения, работающего с объемными базами данных:
    • нормативными актами различных уровней;
    • пользователями, предоставляющими персональные данные при регистрации;
  • предоставление информационных услуг высокого качества;
  • формирование удобного интерфейса, понятного для обычного человека;
  • разгрузка государственных служащих, работающих с населением;
  • увеличение эффективности бюджетных вложений в соцсферу;
  • создание нового современного механизма межведомственного взаимодействия;
  • анализ нормативной базы, выработанной за прошедшие десятилетия субъектами федерации и Госдумой, с целью выявления и устранения дублирующих функций;
  • рационализация планирования бюджетных расходов.
Важно: граждане получили инструмент, содержащий наиболее полную информацию о полагающихся социальных пособиях и иных видах помощи.

Нормативная основа

Мероприятия по созданию ЕГИС по СО получили нормативную основу путем введения главы 2.1 в закон № 178-ФЗ от 17.07.1999. В ее тексте раскрыты следующие моменты:

  • требования к информационному порталу;
  • полномочия операторов;
  • права граждан, ставших участниками системы.
Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ Глава 2,1 Глава 2.1. Единая государственная информационная система социального обеспечения

Для справки: регистрация осуществляется на основании номера СНИЛС

Принципы функционирования системы

Разработчики заложили следующие принципы в свое детище:

  • удобство для пользователя, что предполагает создание информационных модулей, адаптированных к персональным данным гражданина (месту проживания и льготной категории);
  • минимизация обмена данными с человеком (СНИЛС вводится только единожды);
  • интеграция с другими государственными сервисами для населения;
  • простой механизм предоставления сведений на безвозмездной основе;
  • упрощение использования межведомственных взаимодействий с целью предоставления госуслуг.
Для сведения: нормативная база постоянно обновляется. Это позволяет предоставлять пользователям самые точные и достоверные сведения.

Кто является оператором и какие у него права

Полномочия по разработке и регулированию деятельности ЕГИС по СО возложены на Пенсионный фонд РФ (ПФР). Закон наделяет госорган следующими полномочиями:

  • определение правил взаимодействия с поставщиками и пользователями информации;
  • разработка технических параметров формы предоставления документов;
  • установление сроков и форм взаимодействия поставщиков информации с системой.
Для сведения: наполнением портала занимаются органы законодательной власти Российской Федерации. Кроме того, предоставляют сведения предприятия и организации, включенные в мероприятия по реализации соцзащиты. К примеру, общества по социальному сопровождению льготников.

Обязанность по предоставлению сведений законом возлагается на федеральные госструктуры, органы местного самоуправления и подведомственные организации. Таковые обязаны зарегистрироваться на портале до 31.12.17 и регулярно обновлять сведения о своей деятельности.

Что получает гражданин

На создание сложного информационного механизма власти потратили порядка двух миллиардов рублей. Теперь оценить такие огромные вложения предстоит простым пользователям. По идее, граждане должны получить очень удобный и функциональный инструмент, позволяющий ориентироваться в изменяющемся законодательстве.

Разработанный и введенный в действие информационный механизм позволит человеку следующее:

  • стать пользователем после введения минимума информации о себе — номера СНИЛС;
  • получить полные сведения о полагающихся пособиях, льготах, выплатах и иных преференциях;
  • без труда разобраться в механизме предоставления привилегий, а именно:
    • в какой госорган следует обратиться;
    • какие документы собирать;
    • когда лучше подавать заявление;
    • в какие сроки осуществляются выплаты;
  • регулярно получать информацию:
    • об изменениях в нормативной базе;
    • о введение в действие новых соцпособий и льгот;
    • об увеличении выплат в разрезе пособий;
  • изучить права и ситуации, отменяющие их действие.
Важно: портал предназначен только для информирования граждан. Однако с его виртуальных страниц можно будет перейти на сайты соответствующих структур для подачи заявления. Например, на портал Госуслуги.

Как работает система

Для понимания постараемся объяснить несколькими предложениями механизм предоставления людям информационных услуг. Он отлажен так, чтобы каждый пользователь получал данные, нужные именно ему. Происходит персонификация по номеру СНИЛС.

Логика разработчиков такова:

  • СНИЛС оформляется для граждан РФ с рождения;
  • таковой используется при оформлении всех соцпособий и льгот (в ПФР, соцзащите и иных органах);
  • госструктуры наполняют систему данными, то есть сведения о каждом пользователе уже персонифицированы по следующим параметрам:
    • льготной категории;
    • видам получаемых пособий;
    • другим;
  • при обращении по номеру СНИЛС формируется индивидуальный перечень нормативных актов, интересный именно этому человеку.

Пример.

Иванов С., проживающий в Москве получит один перечень документов и госуслуг. А Петров М., зарегистрированный в Магадане — другой. А супруга Петрова Мария, являющаяся жертвой чернобыльской катастрофы, увидит перечень, отличный от того, что предоставлен мужу. Причем все это происходит автоматически. На основании имеющейся информации, переданной госструктурами, система подбирает соцуслуги персонально.
Важно: в ЕГИС по СО нет обычных персональных данных человека: ни фамилии с именем, ни адреса жительства. Весь алгоритм построен на номере СНИЛС. Остальные сведения закодированы так, что их не сможет украсть ни один хакер.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Дополнительные функции

Когда разработчики задумывали такой сложный электронный механизм, ставили многоуровневые задачи. Одна из них — контрольная функция. Дело в том, что на реализацию соцмероприятий федеральный центр и регионы тратят огромное количество бюджетных средств ежегодно. Некоторая их часть расходуется незаконно. Как правило, нарушение происходит из-за того, что пособия начисляют тем, кто на таковые не имеет права.

ЕГИС по СО должна исправить ситуацию. Электронная программа не позволит казнокрадам незаконно завладеть средствами. Причем система позволяет контролировать:

  • заявителей, получающих пособия по поддельным документам;
  • чиновников, назначавших преференции без достаточных обоснований.

Таким образом, ЕГИС по СО, по мнению разработчиков, поможет сэкономить немалые средства. Она сразу выявит обманщиков с той и другой стороны. Информация будет проанализирована и направлена на проверку в правоохранительные органы. Государство получит значительную экономию, а граждане — дополнительное финансирование законных выплат в положенные сроки.

Видео о единой государственной информационной системе социального обеспечения
Ссылка на текущую статью Льготы всем