Электронные больничные в 2019 году

В 2017 году был принят Федеральный закон № 86, связанный с внедрением электронных больничных листов. Нормативный акт ввел ряд корректировок в отношения между работодателем и сотрудниками. Оформление и выплата пособий легла на плечи бухгалтерии, сотрудникам этого подразделения необходимо наиболее внимательно относится к нововведениям.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Цели внедрения электронных больничных листов

Постепенно все государственные услуги переходят на онлайн-формат. Внедрение электронного больничного листа стало еще одним шагом в сторону компьютеризации повседневной жизни граждан.

К основным целям внедрения ЭБЛ относятся:

  1. Упрощение процедуры назначения и выплаты больничного;
  2. Снижение количества поддельных бланков временной нетрудоспособности;
  3. Перевод бумажной отчетности в электронную;
  4. Сокращение издержек предприятий.

Формирование и предоставление ЭБЛ возложено на младший медицинский персонал, что освобождает врачей от бумажной волокиты, которая занимает массу времени.

Как получить ЭБЛ

Чтобы воспользоваться опцией ЭБЛ, необходимо обратиться в медицинское учреждение, которое работает с новой системой. Процедура получения электронного бланка следующая:

  1. Пациент обращает в медучреждение и получает помощь;
  2. Больница или поликлиника вводит в базу ФСС сведения о периоде временной нетрудоспособности лица в связи с болезнью;
  3. Бланк заверяется врачом, учреждением и электронным ключом безопасности;
  4. Пациент получает номер больничного, который передает работодателю.
Для работы с электронными больничными и медучреждения, и предприятия должны установить специальную программу.

Процедура работы с электронным больничным

Учитывая, что формат электронных больничных достаточно новый, многие работодатели попадают в ступор, когда сотрудники приносят аналог стандартного листа.

Рассмотрим, как действовать бухгалтеру, если компания внедрила систему отчетности по форме ЭБЛ.

Подготовка

Прежде чем приступать к фактическим действиям, связанным с фиксацией данных в системе и расчетом выплат, требуется прохождение процедуры регистрации. С одной стороны, внедрение ЭБЛ — это сокращение количества бумаг, с другой, важно учитывать ряд важных особенностей электронных больничных листов.

Изучим процедуру поэтапно.

Регистрация

В первую очередь компании нужно завести личную страницу на портале ФСС. Система, в которой реализуется проект ЭБЛ называется «Соцстрах» — объединенная информационная система. Сформировать персональный доступ на портале возможно, только если есть авторизированная и подтвержденная страница предприятия на Госуслугах.

После захода на сайт ФСС в разделе ЕИИС Соцстрах заполняются сведения о компании. При вводе всех данных страница считается активированной. Портал открывает ряд опций как для компаний, так и для сотрудников предприятий.

Важно! Для создания профиля компании на Госуслугах следует действовать в той же последовательности, что и для гражданина. Оформить личный кабинет вправе либо руководитель, либо уполномоченный представитель фирмы.

Перераспределение полномочий

Неотъемлемым шагом является обучение бухгалтеров работе с электронными больничными. Опытные специалисты в этой сфере быстро адаптируются к изменениям, так как процедура заполнения бланка становится проще.

Но необходимо, чтобы на бухгалтера была оформлена электронная подпись, он имел доступ в системе «Соцстрах» и использовал все возможности сайт и бесплатных программ.

Информирование сотрудников

Руководство компании должно проинформировать сотрудников о возможности оформления электронного больничного вместо бумажного аналога. Лучше это сделать посредством издания приказа, обязательного для прочтения или в виде рассылки по смс или электронной почте.

С одной стороны, у работников остается право получения больничного на листе бумаги, с другой, работодателю стоит указать все преимущества ЭБЛ. В числе некоторых он может отметить:

  • простота получения — не заверяется в регистратуре медицинского учреждения;
  • отсутствие рисков порчи или утери бланка;
  • возможность сообщения номера больничного дистанционно, то есть, без посещения бухгалтерии.

Выплата по ЭБЛ формируется и переводится в течение трех рабочих дней. Срок перечисления по стандартному бланку не менее десяти дней.

Полезно! Работодатель не вправе обязать сотрудников получать исключительно ЭБЛ, равно как и не принять бумажный формат больничного листа.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Алгоритм работы

Система работы с электронным больничным листом глобально отличается от использования бумажного бланка. Если с процедурой заверения и применения второго знакомы и работники и руководители предприятия, то с ЭБЛ возникают вопросы. Рассмотрим, как выглядит процедура на практике.

Принципы и правила заполнения листка

После выздоровления в медицинском учреждении, работник не получает на руки никаких бланков. Специалист из поликлиники формирует электронный больничный и загружает его в базу данных, копируя сведения из медкарты пациента. Система выдает номер листка нетрудоспособности.

Врач выдает клиенту только цифровой код, по которому на сайте ФСС можно найти сведения о больничном листе. Использовать номер могут как медицинские учреждения, так и работодатель, и ФСС.

Внимание! Начисление выплат на предприятии занимается бухгалтерия, поэтому номер ЭБЛ следует передать сотрудникам этого отдела.

Оформление выплаты

Чтобы оформить выплату по временной нетрудоспособности бухгалтеру надо иметь доступ к системе «Соцстрах» и уметь с ней работать. Также необходимо, чтобы сотрудник предоставил номер электронного больничного, далее рассмотрим этот этап подробнее.

При наличии двух указанных составляющий перечисление денежных средств — вопрос техники, не требующих дополнительной информации.

Получение номера ЭБЛ от сотрудника

Сотрудник в медицинском учреждении получит лишь цифрой код, который откроет доступ работодателю к сведениям о его болезни. Отметим, что руководству компании не раскрывается информация о лечении и особенностях заболевания.

Речь идет только о сроках нахождения на больничном, и в каком медицинском учреждении наблюдался служащий.

Заполнение сведений в личном кабинете

Бухгалтер должен войти в систему ЕИИС «Соцстрах» в личный кабинет организации. Далее он вводит предоставленный сотрудником номер ЭБЛ и находит его больничный лист в базе данных. Для расчета пособия специалисту потребуются сведения о периоде болезни.

Также бухгалтер должен внести данные о предприятии. К ним относятся:

  • реквизиты юридического лица;
  • стаж и средний доход сотрудника.

Именно эта информация играет роль при расчете выплаты. Отметим, что информация идентична той, что заполняется в бумажной форме, но здесь нет жестких требований к чернилам и читаемости букв. Сформированный дополненный документ закрепляет электронной подписью.

Передача сведений в ФСС

После того как бланк заполнен бухгалтерией предприятия, он автоматически попадает в систему ФСС. Документ направляется в отделение по месту трудоустройства гражданина и проверяется уполномоченными сотрудниками ведомства.

Что касается судьбы денежных средств, то на текущий момент в России в ряде регионов действует проект по прямому перечислению. Суть в том, что деньги люди получают сами, а не от работодателя при первой заработной плате. Однако, в большинстве субъектов ФСС компенсирует деньги работодателю.

Проверка ЭБЛ работником в личном кабинете

Если сотрудник, оформивший ЭБЛ, хочет проверить достоверность указанных в документе данных, то у него есть такая возможность. Для этого необходимо сделать следующее:

  • зарегистрироваться на портале Госуслуг и подтвердить личность;
  • зайти на сайт ФСС и заполнить сведения о себе в разделе личного кабинета;
  • дистанционно подтвердить личность.

Как только медицинским учреждением будет отправлен больничный, его можно будет найти по номеру в разделе личного кабинета.

Полезно знать! Сведения для сотрудника и работодателя предоставляются одинаковые, но бухгалтерия компании вправе вносить коррективы в свои поля документа, а человеку доступен лишь режим просмотра.

Удобство использования ЭБЛ

Как показала практика и граждане, и работодатели, и ФСС оценили удобство использования электронных больничных листов. Как и любая новая технология ЭБЛ внедрялся со скрипом, но после того как все уполномоченный лица разобрались с системой и принципами работы, заполнять бланки стало проще и быстрее.

Преимущества

Проект электронных больничных в пилотном режиме начался развиваться в 2015 году. С тех были зафиксированы положительные моменты программы. К числу наиболее значимых относятся:

  • удобство — просто зафиксировать данные, нет необходимости следовать строгим рекомендациям в заполнении бумажного бланка;
  • гарантия подлинности — ЭБЛ невозможно подделать, все сведения зафиксированы в электронной системе;
  • нет риска утери или порчи больничного листа.
Отметим, что на текущий момент компании и ИП не обязаны переходить на ЭБЛ, хотя данный режим и рекомендуем.

Недостатки

Электронный больничный лист во многом является идеальным решением, хотя нельзя не отметить и ряд недостатков, с которыми сталкиваются все стороны. В числе общего для медицинских учреждений, компании и ФСС можно отметить:

  • необходимость проведения дополнительного обучения персонала;
  • приобретение программного обеспечения и электронной подписи;
  • возможные технические сбои.

Что касается самих сотрудников, то они более не смогут купить поддельный бланк и каким-либо образом обмануть систему. Но это скорее преимущество системы, чем ее недостаток.

Действия при обнаружении ошибок

Учитывая, что бланк заполняется несколькими специалистами, риск ошибки возможен, хоть и меньший, чем при бумажном формате. Если в документе есть неточность или неверно введены данные, то следует обратиться в медицинское учреждение и запросить дубликат ЭБЛ.

Получив новый номер, сотрудник должен предоставить его в бухгалтерию.

Отказ в приеме ЭБЛ

На текущий момент организации вправе, но не обязаны включаться в систему ЭБЛ. Равно, как и сотрудник имеет возможность выбора. Бывают случаи, когда работник предпочитает электронную версию документа, а работодатель принимает только бумажную.

Важно знать! Руководство компании должно оповестить работников, в какой форме принимаются больничные листы.

Допустимость

Не прием цифрового документа возможен, особенно это касается индивидуальных предпринимателей со штатом менее двадцати пяти человек. Дело в том, что малый бизнес не обязан сдавать отчетность в электронном виде.

Порядок действий

Если при визите в бухгалтерию сотрудник выяснил, что компания не подключена к электронной системе документооборота, то ему следует повторно обратиться в медицинское учреждение для замены бланка на бумажный формат.

Если предприятие не авторизовано в системе ФСС, то принять электронный документ о нетрудоспособности они не могут. Чтобы не потерять выплату сотруднику стоит предъявить оригинал справки в бумажном виде.

Процедура замены на бумажный аналог

Для замены ЭБЛ на стандартную справку пациенту надо сделать следующие:

  1. Обратиться в медицинское учреждение, где был получен электронный больничный и в письменной форме подать запрос на получение бумажного аналога;
  2. После проверки информации сотрудники медучреждения выдадут справку с подписями и печатями.

Бланк заявления не имеет унифицированной формы, но должен содержать как сведения о лице, так и о работодателе. Фактически запрос составляет от его лица.

Отказ работодателя

Если компания присоединилась к системе электронного документооборота, то отказать в приеме ЭБЛ работодатель не может. В случае подобного поведения допустимо обращение в прокуратуру на основании ущемления прав.

Особенности проверки

Многие интересуются, почему при использовании ЭБЛ снижается количество ошибок. Дело в том, что при использовании ресурса и медучреждение, и компания-работодатель, должны скачать бесплатные приложения ФСС. В таком случае на этапе заполнения персональных сведений система будет осуществлять их проверку в режиме реального времени и не допустит отправку бланка с ложной информацией.

Ошибка, которая может реально возникнуть — неправильно рассчитанная сумма.

Внимание! ФСС рекомендует для расчетов использовать онлайн-калькулятор, размещенный на сайте ведомства.

Электронный больничный лист — сравнительно новый сервис, набирающий популярность. Возможность избежать бумажной волокиты, сократить время и избежать поддельных бланков, привлекает как медицинские учреждения, так и работодателей. Принцип работы с ЭБЛ достаточно прост, но необходимо обучение специфике уполномоченных работников всех сторон взаимоотношений.

Сегодня сохранилась возможность оформления и бумажного аналога, право выбора формы предоставляется пациенту. Постепенно все большее количество фирм и поликлиник переходят на электронный документооборот, в том числе и в сфере учета больничного.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о том, как оформить электронный больничный
Ссылка на текущую статью Льготы всем
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях – мы с удовольствием на них ответим!