ПРОБЛЕМА ДИСКРИМИНАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ТРУДА

В настоящее время вопрос о дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья встал очень остро. Как правило, чтобы снизить риск неэффективной работы организаций, работодатели отказывают инвалидам при приеме на работу.

При приеме на работу инвалида работодатели предъявляют избыточные требования, которые не связаны с его трудовой деятельностью. Или же вовсе не предоставляют ему услуг, связанных с выбранной профессией и повышением квалификации. Или не обеспечивают инвалида специальными приспособлениями для выполнения трудовой функции.

ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” не допускает дискриминацию по признаку инвалидности. Данный закон в большинстве случаев не соблюдается. Однако мы видим, что в конвенции ООН “О правах инвалидов” признается право инвалидов на труд наравне с другими.

Многие работодатели не знают, какую работу может выполнять тот или иной инвалид. Поэтому многие компании предпочитают платить штраф, который в соответствии со ст. 5.42 КоАП РФ составляет от 5 тыс. до 10 тыс. руб, чтобы не создавать рабочее место для инвалида. Стоит заметить, что пункты 410 Приказа Минтруда России от 19 ноября 2013 г. N 685н в устанавливают конкретные требования к оснащению специальных рабочих мест в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов:

  • для инвалидов по зрению (слабовидящих и слепых),
  • для инвалидов по слуху (слабослышащих и глухих),
  • для инвалидов с одновременным нарушением функции зрения и слуха (слепоглухих),
  • для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата,
  • для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках[1].

Люди привыкли видеть на рабочем месте людей без ограниченных возможностей здоровья, общество становится морально и нравственно истощенным. Механизмы борьбы с данной проблемой в России, к сожалению, неэффективны.

С.Г.Головко склоняется к тому, что нужно усиливать социальную политику государства. То есть разрабатывать интегративные мероприятия, которые будут представлять собой комплекс действий вовлеченности общества в проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья, а также увеличению контактов между здоровыми людьми и инвалидами[2].

Определения дискриминации по признаку инвалидности в российском законодательстве нет, поэтому не всегда люди с ограниченными возможностями могут требовать уважения своих прав[3]. Более того, становится популярным в рядах работодателей не указывать конкретные причины отказа инвалиду в приеме на работу.  Вероятно, в Трудовой кодекс необходимо внести данную поправку.

Как пример, для общества стоит обратиться к зарубежным странам. В Законе о правах инвалидов в США исключается всякая дискриминация по признакам инвалидности. Исследования показывают, что 92 процента инвалидов на предприятиях показывают более высокие результаты, чем обычные сотрудники. В США также действует закон “О трудоустройстве инвалидов”, что свидетельствует о проведении грамотной политики в отношении людей с ограниченными возможностями.

В Ирландии существует национальная программа по поддержке занятости, которая способствовала в 2002 году устройству на работу 1918 инвалидов.

Интересная система наблюдается в Великобритании. Инвалиды направляются в организацию JobCentrePlus. Затем его направляют к специалистам-советникам по вопросам занятости инвалидов, которые также могут приглашать и физиотерапевтов, и трудотерапевтов и иных лиц. Есть в Великобритании такая программа как WORKSTEP по субсидированной занятости, которая финансируется правительством. Программа предлагает рабочие места в 145 муниципалитетах или волонтерских центрах. Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие для установки специальной техники.

Депутаты Госдумы предлагают все органы власти призвать на защиту прав инвалидов. В нижнюю палату парламента внесен законопроект – поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Ими предлагается расширить круг организаций и ведомств, которые могли бы контролировать и штрафовать тех, кто нарушает права людей с ограниченными возможностями.

На данный момент ведется разработка программы “Доступная среда”. В документе предлагается привлечь инспекции по труду и контролю над исполнением статьи КоАП “Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости”.

Также 1 декабря стартовал III Национальный чемпионат по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Аблимпикс». Благодаря данному мероприятию в 2016 году 92 % инвалидов смогли трудоустроиться.

Необходимо отметить, что квота для инвалидов составляет всего лишь 2-4 процента.  Например, в чувашской республике от 101 до 500 работников – одно специальное рабочее место[4]. Лучше поднять норму до 8-10 процентов.

Также проблема трудоустройства инвалидов тесно переплетается с проблемой образования людей с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды получают огромную возможность реализовывать себя. Согласно Закона об образовании в РФ, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование по своему усмотрению: либо в специализированных, коррекционных школах, либо в обычных, общеобразовательных. Возможно, было бы целесообразно создать такую же систему и с высшими учебными заведениями. Установить связи с рабочими организациями для принятия на работу людей с ограниченными возможностями.

Как вывод, хотелось бы отметить, что можно придумать массу способов по разрешению проблемы дискриминации инвалидов в сфере труда, однако наиболее важным является изменение сознания людей и реализация законов и программ. Нельзя допускать того, чтобы инвалиды рассматривались как резерв для экономики. Российское государство находится только на стадии развития программ и законов, которые непременно связаны с трудоустройством людей с ограниченными возможностями здоровья. Будем верить и надеяться, что в скором времени государство шагнет вперед.

[1] Приказа Минтруда России от 19 ноября 2013 г. N 685н .) // [Электронный ресурс]. Доступ из «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2017). СПС.

[2] . С.Г.Головко // Проблема дискриминации инвалидов в современном обществе / Кемерово / УДК 368-03

[3] См.:  ст.3 Трудовой кодекс российской Федерации от 30.12.2001 137-фз .) // [Электронный ресурс]. Доступ из «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2017). СПС.

[4] URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW098;n=92671#0

Ссылка на текущую статью Льготы всем
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях – мы с удовольствием на них ответим!