Треть расходов бюджета на борьбу с бедностью ушла не по адресу

В 2019 году правительством РФ был подписан единый план развития экономики государства на период до 2024 года, одной из задач в котором стала борьба с бедностью. Для реализации мер обеспечения роста доходов граждан, размера пенсий и предоставления различной формы материальной поддержки нуждающимся гражданам в бюджет было заложено финансирование в 15,3 триллионов рублей. В ходе мониторинга их расходования было выяснено, что часть средств использовалась не по прямому назначению.

tret-raskhodov-byudzheta-na-borbu-s-bednostyu-ushla-ne-po-adresu

Треть расходов бюджета на борьбу с бедностью ушла не по адресу

Мероприятия по борьбе с бедностью

В мероприятиях по борьбе с бедностью основной позицией в утвержденном Миниэконом развитием РФ плане является поднятие реальных доходов граждан. В его рамках предусмотрен ежегодный пересмотр минимального размера оплаты труда с ориентацией на прожиточный минимум населения. При этом зарплата не может быть снижена, и к ней должна быть применена индексация. Также запланировано ежегодное повышение страховых пенсий выше уровня инфляции, индексация социальных выплат и предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам.

За последние 20 лет удалось сократить число граждан, находящихся за чертой бедности с 42 млн. до 20 млн. человек. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что в ближайшее время число россиян, находящихся за чертой бедности, уменьшится еще вдвое.

Президент РФ В. В. Путин

За счет чего планируется улучшение показателей

Согласно плану, борьба с бедностью должна привести к улучшению платежеспособности граждан. Достичь этой цели предполагается за счет:

  1. Оказания ежемесячной денежной помощи семьям при рождении детей.
  2. Создания дополнительных мест в яслях и детских садах.
  3. Содействия в трудоустройстве воспитывающих детей женщин.
  4. Предоставления адресной помощи лицам, которые представители системы соцобеспечения отнесли к категории нуждающихся.
  5. Постановки на учет бедных семей и проработки под них индивидуальных спецпрограмм по преодолению проблемной ситуации.
  6. Регулярного пересмотра потребительской корзины.

О планируемых цифрах

В приложении к единому плану отображены реальные цифры, которые нужно достичь:

  • незначительный рост доходности в период 2019-2020, не превышающий 0,5%;
  • увеличение темпов ростов доходности с 2021 года на 2%;
  • достижение цели увеличения платежеспособности граждан к 2024 году на 2,4%.
Важно! Согласно расчетам, к окончанию периода реализации проекта численность населения с доходом ниже прожиточного минимума составит всего 6,6% от их общего количества.

Об ожидаемых результатах

От выполнения позиций плана ожидаются улучшения в экономическом секторе государства. Основные ожидания правительства рассмотрены в таблице.

№ п/п Планируемое достижение Показатели
1 Увеличение рождаемости Сравнительно с текущими параметрами.
2 Повышение продолжительности жизни До 78 лет.
3 Решение жилищных проблем В отношении 5 млн. семей каждый год.
4 Увеличение доходности граждан Снижение показателей, характеризующих уровень бедности граждан в 2 раза.
5 Сохранение инфляционных параметров Не выше 4%.
6 Создание новых рабочих мест За счет поддержки бизнеса, ориентированного на инновационные технологии, в том числе и цифровые, а также в сфере промышленного и агропромышленного комплекса.

Недоработки проекта

В плане предусмотрено достижение целей снижения уровня бедности за счет прямых выплат и компенсаций расходов, на которые выделено 10 триллионов рублей. В остальных механизмах, применяемых в решении поставленных проектом задач, присутствуют недоработки. Они имеют отношение к такому направлению, как поддержка сферы малого бизнеса. Его успешное функционирование оказывает благотворное влияние на экономику государства, однако не способствует улучшению благосостоянию граждан, поэтому оценить эффективность проекта по этому критерию практически невозможно.

Реальная оценка эффективности проекта

На сегодняшний день проведено до 1000 мероприятий, ориентированных на снижение уровня бедности. Однако реально оценить вклад расходов можно менее, чем в 3% от выполненного, и только для 10 % операций существует схема оценки, в которой можно зацепиться за какие-то показатели и критерии в расчетах и анализе. Результативность всех остальных мероприятий не может быть оценена. Проблема заключается в том, что перед исполнителями работ не поставлена цель в сборе данных и действий только в отношении тех направлении, эффективность в которых наглядна. Также не проработаны принципы оценки эффективности пилотных проектов, реализуемых на региональном уровне.

Результаты аудиторской проверки

По итогам аудиторской проверки Счетной палаты было выяснено, что из выделенных 15 триллионов рублей на борьбу с бедностью, треть средств потрачена на мероприятия, которые не оказывают прямого влияния на достижение поставленных в проекте целей. Согласно его положениям, основные ресурсы должны быть направлены на адресную поддержку малоимущих семей. На сегодняшний день на нее выделяется только 20% от всех социальных выплат, а 20% населения, относящихся к категории потенциальных получателей, оказались вне зоны действия программы повышения доходов.

Достижение целей проекта

Мероприятия, имеющие отношение к адресной помощи, реально снизили показатели уровня бедности на 2%. Чтобы госсистема заработала, и от ее функционирования наглядно просматривался эффект, нужно систематизировать комплекс реализуемых мер и ориентироваться на адресность выплат. Также следует учитывать риски, угрожающие темпам роста борьбы с бедностью, и работать над преодолением этих факторов, к числу которых относятся долговые нагрузки, изменения структуры доходов и дифференциация зарплат по секторам экономики.

Заключение

Правительством был разработан проект для стабилизации экономики в государстве. Сопутствующей задачей, без решения которой не получилось бы достичь поставленных целей, стало внедрение ориентированных на борьбу с бедностью мероприятий. Однако на сегодняшний день было выяснено, что часть расходованных средств не может быть идентифицирована в формате целевых.

Ссылка на текущую статью Льготы всем
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях – мы с удовольствием на них ответим!