Унизительное для России зрелище двух беспилотников, пролетающих над стенами Кремля, ее исторической резиденции власти, породило противоречивые теории о том, кто это сделал и почему, но для Владимира Путина этот инцидент еще может оказаться политически полезным.
Хотя беспилотники были уничтожены до того, как они причинили серьезный ущерб, этот инцидент высветил очевидную уязвимость центра Москвы для вражеских беспилотников и побудил разгневанных комментаторов усомниться в эффективности российской системы противовоздушной обороны. Внутри России это помогло укрепить поддерживаемый Кремлем нарратив о том, что ее спецоперация на Украине является экзистенциальной для российского государства и народа.
В преддверии ежегодного Парада Победы во Второй мировой войне 9 мая на Красной площади в Москве — священного события для многих россиян — и в то время, когда Запад сообщает, что Россия несет новые тяжелые потери при скудных территориальных завоеваниях на Украине, некоторые наблюдатели за Кремлем полагают, что его политтехнологи могут надеяться на эффект сплочения вокруг флага.
«Это попытка собрать все священные вещи в одном заявлении», — сказал о реакции Кремля Александр Баунов, бывший российский дипломат и кремлевский наблюдатель. По версии Кремля, предполагаемая атака была направлена против Путина, российского флага на вершине здания сената Кремля, и омрачила «День Победы», заявил Баунов в интервью YouTube-каналу «Живой гвоздь». «Они пытаются… сплотить людей вокруг этого якобы неудавшегося теракта. Это действительно патриотическая мобилизация», — сказал Баунов.
Такое единство — потенциально основанное на сочетании возмущения, страха и патриотизма — может оказаться удобным в то время, когда Россия готовится к долгожданному украинскому контрнаступлению, которое, как надеется Киев, приведет к отвоеванию части его территории.
После того, как администрация Путина представила инцидент с беспилотником как украинское покушение на жизнь президента, что Киев отрицает, политики со всего политического спектра России призвали к мести.
Некоторые комментаторы на Западе задавались вопросом, есть ли у России какие-либо варианты для эскалации, помимо применения тактического ядерного оружия в Украине — сценария, который пока не поддерживают даже многие ярые российские националистические комментаторы. Но у Москвы по-прежнему есть варианты для эскалации — хотя и такие, которые на Западе были бы осуждены как варварские и незаконные — например, нападение на администрацию президента Украины и другие правительственные здания в центре Киева и открытая попытка убить президента Украины Владимира Зеленского и членов его команды в целевой кампании.
Бывший президент Дмитрий Медведев и Владимир Соловьев, один из самых известных прокремлевских телекомментаторов, оба выступали за именно такие действия после инцидента с беспилотником.