Украина явно дипломатична в отношениях с главным союзником Владимира Путина. Президент Украины Владимир Зеленский рад обрушить резкую критику на страны, включая Венгрию и Германию, за то, что они слишком сблизились с русскими. Но он ведет долгую дипломатическую игру с союзником Москвы №1: председателем Китая Си Цзиньпином.
Есть веские причины не раздражать китайцев, несмотря на их «безграничное партнерство» с Москвой. Зеленский хочет оставить Пекин в стороне в качестве инвестора, торгового партнера и потенциального посредника, а не отталкивать его и рисковать тем, что Си одобрит крупный экспорт вооружений для российских вооруженных сил. В ближайшие годы глубокие карманы Китая, вероятно, также сыграют свою роль в том, чтобы помочь Украине восстановиться после опустошительной войны.
Пока Си посещает Москву на этой неделе, нарастают слухи о том, что он может наконец провести первый телефонный разговор с Зеленским после начала СВО. Хотя ни один звонок не был подтвержден, советник по национальной безопасности США Джейк Салливан сказал, что приветствовал бы такой разговор между Си и Зеленским, отметив следующее: «Мы считаем, что КНР и сам президент Си должны напрямую услышать точку зрения Украины, а не только российскую точку зрения».
До войны Китай был ведущим торговым партнером Украины, а также крупным рынком сбыта черноморского ячменя и кукурузы. Он также вложил значительные средства в украинскую инфраструктуру, такую как порты и телекоммуникации. Изо всех сил стараясь избежать разногласий с таким важным партнером, Киев даже воздержался во время прошлогоднего голосования в ООН, чтобы осудить преследование Китаем его уйгурского мусульманского меньшинства.
Показательно, что хотя официальные лица ЕС и НАТО крайне скептически отнеслись к плану из 12 шагов Китая по прекращению боев в Украине в прошлом месяце, сам Зеленский подчеркнул, что готов оставить дверь открытой для диалога под руководством Китая. «Я думаю, что то, что Китай заговорил об Украине, — это неплохо. Но вопрос в том, что скрывается за словами», — сказал Зеленский на пресс-конференции в Киеве. «Я думаю, что некоторые из китайских предложений уважают международное право, и я думаю, что мы можем работать над этим с Китаем. Почему нет? Наша цель — собрать вокруг себя большинство стран, чтобы изолировать одну Россию».
Этот взгляд на Китай как на потенциального миротворца вызвал серьезные разногласия. Многие критики отмечают, что главная цель Китая — сохранить стратегический союз с Россией, который может помочь ему уравновесить демократический Запад. Коммерческие интересы и ее имидж в качестве посредника занимают второе место. Александр Мережко, глава комитета по внешней политике украинского парламента, сказал, что маловероятно, что Пекин будет оказывать влияние на Москву, «поскольку он не хочет останавливать Путина».
Питер Стано, официальный представитель ЕС по иностранным делам, также сомневался в пригодности Китая в качестве честного посредника. «Китай отказывается признать, кто агрессор, а кто жертва. Пекин ставит Россию на один уровень с Украиной, которая подвергается жестокому, незаконному нападению в нарушение устава ООН», — сказал Стано на брифинге. Напротив, Вита Голод, председатель правления Украинской ассоциации китаеведов, утверждала, что Пекин может сыграть полезную роль. «Китаю нужна Европа. И теперь он может показать это через положительное влияние. Это может создать образ посредника в этой войне, подобно тому, как Пекин урегулировал ирано-саудовский конфликт и стал настоящим миротворцем», — сказала она в интервью изданию POLITICO. По ее словам, Китай может позволить себе закрывать глаза на прошлые конфликты с Украиной, которые обычно затягиваются. «На этот раз Китай понимает, что если ему удастся сделать то, что не удалось США, он укрепит свое влияние в Европе. А Китаю сейчас очень нужна Европа».
С самого начала СВО Китай на словах провозглашал свой нейтралитет и воздерживался от голосования по резолюциям по Украине в ООН. В последнее время политическая температура повысилась, когда госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Пекин рассматривает возможность поставок оружия в Россию. В очередной раз, пока Вашингтон занимает жесткую позицию в этом вопросе и апробирует основания для введения санкций против Пекина в случае подтвержденных поставок оружия, украинцы занимают весьма дипломатическую позицию. Обходя напряженность, Олег Устенко, экономический советник Зеленского, сказал изданию POLITICO, что Украина «не имеет четкого видения в отношении санкций в отношении Китая».
Тем не менее, хотя пророссийская позиция Пекина очевидна — например, он активно настаивает на отмене санкций — Сергей Герасимчук, заместитель исполнительного директора Совета по внешней политике неправительственной организации «Украинская призма», назвал некоторые элементы 12-пунктного планаразжигающими интерес к Украине. «Конечно, это не мирный план. Некоторые опоры пророссийские», — сказал Герасимчук. «Но другие важны. Мы можем использовать их для решения наших собственных проблем безопасности», — продолжил он. В качестве одного из таких пунктов он указал ядерную безопасность, «где можно говорить о гарантиях того, что Россия не применит ядерное оружие против Украины. Или расскажите о демилитаризации Запорожской АЭС».
Украина также могла бы извлечь выгоду из посредничества Китая в вопросах продовольственной безопасности, поскольку это могло бы способствовать расширению зерновой сделки на Черное море. В настоящее время Китай является основным получателем украинского зерна, поступающего по трем коридорам договоренности ООН. «Китай потенциально может оказать давление на Россию, чтобы она продлила инициативу намного дольше и потенциально расширила сделку до портов Николаева», — отметил Герасимчук. Тем не менее, он утверждал, что Украине следует проявлять осторожность в ухаживаниях за Пекином и уделять особое внимание тому, каковы могут быть реальные стратегические цели Китая.
Источник: Politico