Федеральный закон РФ №223-ФЗ о госзакупках

Федеральный закон РФ №223-ФЗ о госзакупках

Государственные учреждения не могут просто так покупать необходимые товары и приобретать услуги. Им необходимо действовать в соответствии с правилами, предусмотренные федеральным законодательством по вопросам государственных закупок. В свою очередь частным компаниям, выступающим в госзакупках в качестве исполнителей, также необходимо соблюдать законы.

У «новичков» при старте работы по государственным закупкам часто возникают сложности. Причина этого в том, что существует два закона, регулирующих аспекты вопроса госзакупок: 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года (актуальная редакция от 11 июня 2021 года) и 223-ФЗ от 18 июля 2011 года (актуальная редакция от 5 апреля 2021 года с дополнительными поправками от 21 июня 2021 года).

44-ФЗ применяется исключительно к работе государственных учреждений. В то время как правила и нормы 223-ФЗ распространяются на отдельных юридических лиц, в работе которых государство принимает только частичное участие. Стоит подробнее рассмотреть нюансы именно второго закона.

223-ФЗ и 44-ФЗ – в чем разница?

Что 223-ФЗ, что 44-ФЗ регулируют вопросы государственных закупок. Однако между законодательными актами есть существенные отличия, определяющие правила и нормы работы по ним.

Подробный разбор основных моментов представлены в таблице:

Параметр 223-ФЗ 44-ФЗ
Тип законодательного акта Процедурный – строгая регламентация правил и сроков проведения государственных закупок в соответствии с положениями законодательного акта. Рамочный – отсутствие строгой регламентации правил и сроков. Положения договоров, сроки исполнения, методы поставки и т.д. – все это определяется по взаимному соглашению между исполнителем и заказчиком.
Правила проведения закупок Правила прописаны в содержании закона и едины для всех участников закупок. Правила работы определяются политикой организации-исполнителя и компании-заказчика. Также они могут меняться в ходе ведения переговоров по заключение договора о предстоящей закупке.
Способ проведения закупок Применяется исключительно закрытый список способов проведения закупок, закрепленный на уровне федерального законодательство. Каждый заказчик вправе использовать собственные методы закупок, используемые его компанией (есть исключения).
Система проведения закупок Аукционная система на электронных торговых площадках. Возможность проведения закупок как в формате аукциона, так и в виде стандартной операции купли-продажи с двумя участниками в лице заказчика и исполнителя.
Ограничения по количеству поставщиков. Имеется перечень ситуаций, при которых у заказчика отсутствуют возможность закупки чего-либо у единственного поставщика. Ситуации, когда закупку необходимо производить у единственного поставщика, а когда нет определяют исключительно заказчики.

Принципы проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ

Правила проведения закупок отдельными юридическими лицами, в деятельности которых государство принимает частичное участие, составлены в целях соблюдения четырех основных принципов:

  1. Информационная открытость. Закон обязывает заказчиков выкладывать свои заказы в открытый доступ. Это позволит сторонним лицам, в первую очередь – контролирующим органам, осуществлять мониторинг заказов, проверять законность оснований деятельности как заказчиков, так и исполнителей и т.д.
  2. Целевое расходование денежных средств с высокой экономической эффективностью. Закон обязывает заказчиков эффективно расходовать финансы. Учитывая первый принцип открытости, данный пункт позволяет избежать ситуаций, при которых выполняется фиктивная покупка чего-либо по завышенным ценам в целях «отмывания» или кражи денежных средств.
  3. Доступность для исполнителей. В отличие от правил 44-ФЗ, в 223-ФЗ действует принцип доступности. Принимать участие в закупках в роли исполнителя могут:
    • юридические лица;
    • индивидуальные предприниматели;
    • граждане, ведущие предпринимательскую деятельность в статусе самозанятых лиц;
    • граждане, действующие в статусе физических лиц.
  4. Отсутствие ограничений. Этот принцип гарантирует сохранность равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации по каким-либо признакам между всеми участниками закупок и потенциальными кандидатами на их проведение/исполнение.

Кто может являться заказчиков закупок по 223-ФЗ?

Стать заказчиком закупок в соответствии с нормами 223-ФЗ могут:

  1. Организации, уставной капитал которых более чем на 50% состоит из денежных средств государства.
  2. Дочерние предприятия организаций первого пункта.
  3. Бюджетные государственные учреждения. При этом закупка по 223-ФЗ ими может быть проведена только:
    • за счет денежных средств по грантам;
    • за счет денежных средств, полученных в ходе деятельности, вид которой отличен от основной деятельности учреждения.
  4. Государственные унитарные предприятия. При этом закупка по 223-ФЗ ими может быть проведена только:
    • за счет денежных средств по грантам;
    • за счет собственных денежных средств (использование бюджетного финансирования запрещено).
  5. Федеральные унитарные предприятия, деятельность который составляет существенное значение для:
    • обеспечения безопасности и соблюдения прав населения;
    • обороны и обеспечения Российской Федерации как государства.

При этом для каждого субъекта, желающего закупить что-либо в соответствии с нормами 223-ФЗ действует правило заранее составленного списка. То есть, организация может совершить закупку только в том случае, если до начала текущего года она разместила открытый документ, содержащий перечень необходимых закупок. В противном случае предприятия не может действовать по 223-ФЗ.

Важно: В течение года заказчик вправе корректировать опубликованное им положение о закупках на предстоящий отчетный период. Естественно, что при этом необходимо соблюдать все четыре основных принципа закупок по 223-ФЗ. Также заказчик обязан разместить на портале закупок первоначальную версию положения, и его новый скорректированный вариант.

Попытка проведения закупок по 223-ФЗ в отсутствии опубликованных положений и проведение сделок с заказчиками без них является административным правонарушением. За его совершение организация и ответственные лица привлекаются к ответственности в соответствии с нормами, прописанными в содержании ст. 7.32.3 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года (актуальная версия документа от 11 июня 2021 года с дополнительными поправками от 1 июля 2021 года).

Электронная подпись организации заказчика

Ни одна организация, причем как частная, в деятельности которой государство принимает частичное участие, так и бюджетная не может публиковать положения о проведении государственных закупок в качестве заказчика, не имея квалифицированной электронной подписи. Это касается как операций, проводимых по 44-ФЗ, так и выполняемых в соответствии с 223-ФЗ.

Однако во втором случае все одновременно и проще, и сложнее:

  1. Проще потому, что жесткие требования, которые предъявлялись бы к используемой электронной подписи отсутствуют. Заказчики вправе пользоваться обычным квалифицированным электронным сертификатом, получить который может абсолютно каждое учреждение и каждый гражданина.
  2. Сложнее опять же потому, что жесткие требования к используемым электронным подписям отсутствуют. Каждая организация, выступающая в лице заказчика государственных закупок по 223-ФЗ, вправе использовать собственные электронные подписи и предъявлять к ним свои условия. Это может вызвать серьезные сложности у исполнителей. 

Кто может являться исполнителем закупок по 223-ФЗ?

К потенциальным исполнителям не предъявляется никаких особых требований. Ими могут являться как юридические лица, так и физические, действующие в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.

Если исполнитель соответствует нормам 223-ФЗ и его деятельность абсолютно законна на территории Российской Федерации, то он может подать заявку на проведение закупки. Все доступные для сотрудничества контракты размещаются в свободном доступе в сети на официальном сайте государственных закупок: zakupki.gov.ru

Как организации начать закупать что-либо по 223-ФЗ?

Процедура начала совершения государственных закупок по 223-ФЗ условно состоит из трех этапов:

  1. Информационный.
  2. Подготовительный.
  3. Заключительный.

На информационном этапе руководству организации необходимо удостовериться в том, что предприятие подходит под правила и нормы, регламентированные в содержании 223-ФЗ.

Подготовительный этап включает в себя следующие процедуры:

  • получение электронной подписи;
  • регистрация на открытом портале государственных закупок;
  • составление, утверждение и публикация положения о необходимых закупках до начала года, когда планируется проведение операций.

Заключительный этап – это непосредственно публикация закупки, после чего заказ становиться виден исполнителям.

Ссылка на текущую статью Льготы всем
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях – мы с удовольствием на них ответим!