Государственные учреждения не могут просто так покупать необходимые товары и приобретать услуги. Им необходимо действовать в соответствии с правилами, предусмотренные федеральным законодательством по вопросам государственных закупок. В свою очередь частным компаниям, выступающим в госзакупках в качестве исполнителей, также необходимо соблюдать законы.
У «новичков» при старте работы по государственным закупкам часто возникают сложности. Причина этого в том, что существует два закона, регулирующих аспекты вопроса госзакупок: 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года (актуальная редакция от 11 июня 2024 года) и 223-ФЗ от 18 июля 2011 года (актуальная редакция от 5 апреля 2024 года с дополнительными поправками от 21 июня 2024 года).
44-ФЗ применяется исключительно к работе государственных учреждений. В то время как правила и нормы 223-ФЗ распространяются на отдельных юридических лиц, в работе которых государство принимает только частичное участие. Стоит подробнее рассмотреть нюансы именно второго закона.
223-ФЗ и 44-ФЗ – в чем разница?
Что 223-ФЗ, что 44-ФЗ регулируют вопросы государственных закупок. Однако между законодательными актами есть существенные отличия, определяющие правила и нормы работы по ним.
Подробный разбор основных моментов представлены в таблице:
Параметр | 223-ФЗ | 44-ФЗ |
Тип законодательного акта | Процедурный – строгая регламентация правил и сроков проведения государственных закупок в соответствии с положениями законодательного акта. | Рамочный – отсутствие строгой регламентации правил и сроков. Положения договоров, сроки исполнения, методы поставки и т.д. – все это определяется по взаимному соглашению между исполнителем и заказчиком. |
Правила проведения закупок | Правила прописаны в содержании закона и едины для всех участников закупок. | Правила работы определяются политикой организации-исполнителя и компании-заказчика. Также они могут меняться в ходе ведения переговоров по заключение договора о предстоящей закупке. |
Способ проведения закупок | Применяется исключительно закрытый список способов проведения закупок, закрепленный на уровне федерального законодательство. | Каждый заказчик вправе использовать собственные методы закупок, используемые его компанией (есть исключения). |
Система проведения закупок | Аукционная система на электронных торговых площадках. | Возможность проведения закупок как в формате аукциона, так и в виде стандартной операции купли-продажи с двумя участниками в лице заказчика и исполнителя. |
Ограничения по количеству поставщиков. | Имеется перечень ситуаций, при которых у заказчика отсутствуют возможность закупки чего-либо у единственного поставщика. | Ситуации, когда закупку необходимо производить у единственного поставщика, а когда нет определяют исключительно заказчики. |
Принципы проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ
Правила проведения закупок отдельными юридическими лицами, в деятельности которых государство принимает частичное участие, составлены в целях соблюдения четырех основных принципов:
- Информационная открытость. Закон обязывает заказчиков выкладывать свои заказы в открытый доступ. Это позволит сторонним лицам, в первую очередь – контролирующим органам, осуществлять мониторинг заказов, проверять законность оснований деятельности как заказчиков, так и исполнителей и т.д.
- Целевое расходование денежных средств с высокой экономической эффективностью. Закон обязывает заказчиков эффективно расходовать финансы. Учитывая первый принцип открытости, данный пункт позволяет избежать ситуаций, при которых выполняется фиктивная покупка чего-либо по завышенным ценам в целях «отмывания» или кражи денежных средств.
- Доступность для исполнителей. В отличие от правил 44-ФЗ, в 223-ФЗ действует принцип доступности. Принимать участие в закупках в роли исполнителя могут:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- граждане, ведущие предпринимательскую деятельность в статусе самозанятых лиц;
- граждане, действующие в статусе физических лиц.
- Отсутствие ограничений. Этот принцип гарантирует сохранность равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации по каким-либо признакам между всеми участниками закупок и потенциальными кандидатами на их проведение/исполнение.
Кто может являться заказчиков закупок по 223-ФЗ?
Стать заказчиком закупок в соответствии с нормами 223-ФЗ могут:
- Организации, уставной капитал которых более чем на 50% состоит из денежных средств государства.
- Дочерние предприятия организаций первого пункта.
- Бюджетные государственные учреждения. При этом закупка по 223-ФЗ ими может быть проведена только:
- за счет денежных средств по грантам;
- за счет денежных средств, полученных в ходе деятельности, вид которой отличен от основной деятельности учреждения.
- Государственные унитарные предприятия. При этом закупка по 223-ФЗ ими может быть проведена только:
- за счет денежных средств по грантам;
- за счет собственных денежных средств (использование бюджетного финансирования запрещено).
- Федеральные унитарные предприятия, деятельность который составляет существенное значение для:
- обеспечения безопасности и соблюдения прав населения;
- обороны и обеспечения Российской Федерации как государства.
При этом для каждого субъекта, желающего закупить что-либо в соответствии с нормами 223-ФЗ действует правило заранее составленного списка. То есть, организация может совершить закупку только в том случае, если до начала текущего года она разместила открытый документ, содержащий перечень необходимых закупок. В противном случае предприятия не может действовать по 223-ФЗ.
Важно: В течение года заказчик вправе корректировать опубликованное им положение о закупках на предстоящий отчетный период. Естественно, что при этом необходимо соблюдать все четыре основных принципа закупок по 223-ФЗ. Также заказчик обязан разместить на портале закупок первоначальную версию положения, и его новый скорректированный вариант.
Попытка проведения закупок по 223-ФЗ в отсутствии опубликованных положений и проведение сделок с заказчиками без них является административным правонарушением. За его совершение организация и ответственные лица привлекаются к ответственности в соответствии с нормами, прописанными в содержании ст. 7.32.3 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года (актуальная версия документа от 11 июня 2024 года с дополнительными поправками от 1 июля 2024 года).
Электронная подпись организации заказчика
Ни одна организация, причем как частная, в деятельности которой государство принимает частичное участие, так и бюджетная не может публиковать положения о проведении государственных закупок в качестве заказчика, не имея квалифицированной электронной подписи. Это касается как операций, проводимых по 44-ФЗ, так и выполняемых в соответствии с 223-ФЗ.
Однако во втором случае все одновременно и проще, и сложнее:
- Проще потому, что жесткие требования, которые предъявлялись бы к используемой электронной подписи отсутствуют. Заказчики вправе пользоваться обычным квалифицированным электронным сертификатом, получить который может абсолютно каждое учреждение и каждый гражданина.
- Сложнее опять же потому, что жесткие требования к используемым электронным подписям отсутствуют. Каждая организация, выступающая в лице заказчика государственных закупок по 223-ФЗ, вправе использовать собственные электронные подписи и предъявлять к ним свои условия. Это может вызвать серьезные сложности у исполнителей.
Кто может являться исполнителем закупок по 223-ФЗ?
К потенциальным исполнителям не предъявляется никаких особых требований. Ими могут являться как юридические лица, так и физические, действующие в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.
Если исполнитель соответствует нормам 223-ФЗ и его деятельность абсолютно законна на территории Российской Федерации, то он может подать заявку на проведение закупки. Все доступные для сотрудничества контракты размещаются в свободном доступе в сети на официальном сайте государственных закупок: zakupki.gov.ru
Как организации начать закупать что-либо по 223-ФЗ?
Процедура начала совершения государственных закупок по 223-ФЗ условно состоит из трех этапов:
- Информационный.
- Подготовительный.
- Заключительный.
На информационном этапе руководству организации необходимо удостовериться в том, что предприятие подходит под правила и нормы, регламентированные в содержании 223-ФЗ.
Подготовительный этап включает в себя следующие процедуры:
- получение электронной подписи;
- регистрация на открытом портале государственных закупок;
- составление, утверждение и публикация положения о необходимых закупках до начала года, когда планируется проведение операций.
Заключительный этап – это непосредственно публикация закупки, после чего заказ становиться виден исполнителям.