Закупки, связанные с обеспечением нужд государственных и муниципальных органов, осуществляются с применением норм действующего законодательства. Регулирует подобную деятельность ФЗ, зарегистрированный под номером 44 в 2013 году. Статьи 28 и 29 указанного закона устанавливают правила для участия в торгах организаций инвалидов и УИС.
Что регулирует и где применяется №44-ФЗ
ФЗ-44, принятый в 2013 году регулирует отношения, связанные с совершением закупок на основании контракта для государственных и муниципальных нужд. Данный НПА необходимо для того, чтобы обеспечить законность проведения сделок, их объективность, прозрачность и результативность. Также нормы закона направлены на предотвращение коррупционных действий, связанных с использованием государственных или муниципальных средств при заключение контрактов на выполнение работ, оказание услуг либо поставки товаров.
Если быть точнее, настоящий закон устанавливает правила в отношении:
- планирования закупочной деятельности;
- выбора поставщиков товаров, исполнителей услуг или работ;
- правомерности заключения договоров и их содержание;
- контроля и анализа проведения закупок, соответствия действий в области закупочной деятельности действующим нормам федерального законодательства.
Важно! Разрешено в настоящий закон вносить изменения, путем издания дополнительных НПА.
Статья 28 ФЗ-44 от 2013 года. Структура и описание
Статья 28 ФЗ-44 от 2013 года состоит из двух частей. Первая из них говорит о предоставлении преимущества предприятиям, действующим в сфере уголовно-исполнительной системы на заключение контракта при проведении торгов.
То есть, выполняя закупочную деятельность, организация, которая организовала аукцион, прежде всего, обязана обратить внимание на предложение от компаний, которые задействованы в уголовно-исполнительной системе.
Перечень организаций, которые входят в УИС, определены отдельным Постановлением Правительства РФ, зарегистрированного под номером 89 в 2000 году. К ним относятся такие учреждения, как:
- базы, которые занимаются материально-техническим, либо военным снабжением;
- строительные управления;
- мастерские и ремонтные;
- ремонтно-восстановительные базы (межрегиональные);
- учреждения, деятельность которых связана с инженерно-техническим обеспечением;
- узлы связи, ЖКХ;
- железнодорожные предприятия;
- автомобильные компании;
- лаборатории, научно-исследовательские институты;
- учреждения по предоставлению образовательных услуг, в том числе СПО, ВО и ДО;
- медицинские организации, санатории, курорты;
- лесозаготавливающие и лесоперерабатывающие компании;
- редакции, специальные отделы;
- учреждения, деятельность которых связана с охраной психиатрических лечебниц;
- военные представительства, а также ведомства, занимающиеся розыском, конвоированием, обеспечением безопасности;
- следственные изоляторы.
Если одна из вышеперечисленных организаций решила принять участие в торгах, то при выборе поставщика, либо подрядчика, нужно отдать преимущество именно ей.
Основные правила применения статьи 28 ФЗ-44
Особенности использования статьи 28 ФЗ-44 перечислены во втором пункте данного положения. На основании него, при определении поставщика необходимо обратить внимание на наличие заявок от организаций, связанных с УИС.
Если такая компания имеется, анализируются условия, которые она предлагает. При их целесообразности, заказчик заключает контракт.
Главная особенность применения статьи 28 ФЗ-44 заключается в том, что при определении положений контракта, цена, предлагаемая учреждением УИС, увеличивается на 15%.
Важно! Цена договора не может быть больше максимально допустимой стоимости рассматриваемого лота.
Надо отметить, что преимущество предоставляется не всегда, а только в том случае, если закупки связаны с определенным видом товаров. Их перечень утвержден отдельным Постановлением Правительства, который зарегистрирован под номером 649 в 2014 году.
Вид товаров | |||
Продукты | Электроприборы | Мебель | Прочее |
Кормовые культуры | Мясорубка электрическая | Кровати из массива дерева (для взрослых) | Бурые водоросли |
Коровье молоко | Водонагреватели | Антрацит | |
Колбасы | Обогреватели | ||
Мука, крахмал | Прочие нагревательные приборы | Уголь | |
Овощные пасты, пюре, а также растительные крема и соусы | Тумбы, предназначенные для спальных гарнитуров, спальных комнат изготовленных из дерева. | ||
Сыр, сметана | Кипятильник | Ножи | |
Печенье, вафли | |||
Сахар, дрожжи | Холодильники | Столовые и кухонные приборы, в том числе ложки, вилки | |
Супы, яйца |
Надо отметить, что данный перечень последний раз был дополнен в июле 2019 года на основании письма Минэкономразвития России.
Статья 29 ФЗ-44 от 2013 года. Структура и описание
Статья 29 ФЗ-44 состоит из трех частей. Первая говорит о том, что при проведении торгов, организациям инвалидов предоставляются дополнительные преимущества. Вторая раскрывает информацию о том, какие именно учреждения вправе воспользоваться преференцией. Согласно закону, к ним относятся:
- общероссийские общественные организации инвалидов (далее ОООИ), члены являются представителями людей с ограниченными возможностями, но не менее 80%;
- учреждения, УК которых состоит из вкладов инвалидов, а количество работников с ОВЗ не менее 25% от общей массы сотрудников.
В последнем случае также существует дополнительное условие. Важно, чтобы заработная плата, предназначенная инвалидам, составляла ¼ часть всего фонда оплаты труда. Это необходимо для того, чтобы права граждан с ОВЗ не ущемлялись.
Третья часть статьи 29 содержит конкретные сведения о предоставление ОООИ преимуществ при заключении госконтрактов в размере 15 %. Если описать данное положение простыми словами, то можно сказать, что преференция оказывается на основаниях законодательных актов, принятых в РФ в отношении определенного перечня товаров.
То есть, не всегда ОООИ при заключении государственного контракта могу претендовать на преимущество, а только в том случае, если их деятельность связана с поставкой определенных перечнем Правительства РФ товаров.
Порядок предоставления преимущества ОООИ
При заключении с ОООИ государственного контракта, последним предоставляются дополнительные преимущества. Порядок оказания преференции закреплен в Постановлении Правительства РФ, зарегистрированного под номером 341 в 2014 году.
- При заключении с ОООИ госконтракта, конечная цена лота увеличивается до 15%, но не может быть более его максимально заявленной стоимости.
- Чтобы воспользоваться правом на получение преимущества, ОООИ необходимо подтвердить свой статус. Для этого вместе с иными документами на проведение торгов предоставляется соответствующая бумага, составленная в произвольном формате.
- Если заказчик в качестве исполнителя выбирает ОООИ, то организация направляет компании требование о предоставлении преимущества, которое составляется без учета определенных на законодательном уровне правил.
- Окончательная стоимость контракта, заключенного с ОООИ, увеличивается на 15%.
Важно! Чтобы получить преимущество, организации нужно не только обладать определенным статусом, но и заявить о нем.
Товары
Список товаров и услуг, в отношении которых заключается государственный контракт с ОООИ с учетом преимуществ, определено Постановлением Правительства РФ.
Продукты питания | Текстиль и одежда | Мебель, игрушки, печатные издания | Услуги | Прочее |
Мясные полуфабрикат, в том числе в тесте | Постельное, столовое и туалетное белье | Мебель для офиса | Гостиницы | Тара из бумаги, картона, дерева, пластмассы, в том числе упаковка |
Шторы и занавески | Офисная мебель и предметы, предназначенные для торговых компаний | Гигиенические принадлежности | ||
Соки и овощи | Тканевые декоративные изделия | Детские, подростковые игры | Перевод (устный) | Фурнитура, емкости, крепежи |
Сети (не рыболовные) | Игрушки | |||
Хлебобулочные изделия, гренки, хлебцы | Приспособления из хлопковой ваты | Атласы, карты | Фильтры и ремни безопасности | |
Костюмы, куртки, комплекты одежды | Книги, листовки, а также брошюры | Курорты, санатории | Электроаппаратура, светильники и части осветительного оборудования | |
Минеральная вода | Перчатки, варежки, колготки | Книги, предназначенные для слепых | ||
Кофты, чемоданы | Спортивные организации | Зубные щетки |
Вышеуказанный перечень регулярно пересматривается. Последние дополнения в него были внесены в июле 2019 года.
Ответственность за нарушение правил, утвержденных статьями 28 и 29 ФЗ-44
За нарушение правил, которые утверждены статьями 28 и 29 ФЗ-44 от 2013 года предусмотрена ответственность. Административные меры содержаться в Кодексе об административных правонарушениях, а точнее в статьях 2.30 и 7.32.
- Нарушение заказчиком сроков на размещение сведений о торгах в единой информационной системе, больше чем на 2 дня влечет за собой наложение штрафных санкции в размере от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. в отношении должностных лиц, а также от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – юридических.
- Неоказание или не рассмотрение преимуществ, предоставляемых в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ-44, наказывается штрафом в размере 1% от стоимости контракта, либо в размере 10 тыс. рублей.
- В случае признания победителя торгов с нарушением норм действующего законодательства, заказчик понесет ответственность в виде штрафных санкции в размере 50 тыс. руб.
- Наказание предусмотрено и для организатора электронной площадки, где проводятся торги, если они осуществлялись с нарушением законодательства. Ему назначат штраф в размере до 300 тыс. рублей.
За нарушение правил заключения государственного контракта предусмотрена отдельная ответственность. Меры наказания закреплены в статье 7.2 КоАП, а объем напрямую зависит от тяжести правонарушения.