Автомобиль: какая амортизационная группа 2024

Автомобиль: какая амортизационная группа 2021

Каждому автомобилю, который используется компанией в качестве основного средства, присваивается амортизационная группа. Последняя необходима для того, чтобы определить срок полезного использования и выбрать метод амортизации.

Что такое амортизационная группа автомобиля

Амортизационной группой автомобиля называют его классификацию в соответствии со сроком полезного использования (далее СПИ). Как правило, отнесение транспортного средства производится при помощи утвержденного на законодательном уровне единого классификатора. Часто используемые группы приведены в таблице.

Группа Классификатор Вид ТС
3 310.29.10.21

310.29.10.22

Легковые ТС, объем двигателя, которых не более 3,5 тыс. куб.см., работающие на бензиновом топливе.
3 310.29.10.41.111

310.29.10.42.111

Грузовые ТС, массой до 3,5 тонн
4 310.29.10.41.120

310.29.10.42.120

Автомобили, перевозящие топливо, лес, самосвалы и иные тяжеловесы, независимо от их объема
5 310.29.10.22 Легковые ТС, объем двигателя которых более 3,5 тыс. куб.см., работающие на бензиновом топливе
5 310.29.10.41.112

310.29.10.41.113

310.29.10.42.112

310.29.10.42.113

Грузовики, масса которых превышает 3,5 тонны
5 310.29.10.23 Легковые ТС, независимо от объема двигателя, работающие на дизельном топливе

Для каждой амортизационной группы предусмотрен свой СПИ.

  • автомобиль, который относится к третьей группе, можно использовать на протяжении 37 месяцев – 5 лет;
  • ТС, относящиеся к 4 группы, имеют СПИ от 5 до 7 лет;
  • СПИ транспорта пятой группы составляет 7 – 10 лет.

Существуют и другие группы амортизации ТС. Например, к первой относятся те, которые можно использовать на протяжении одного – двух лет, ко второй – ТС с СПИ 24 – 36 месяцев, а к последней – автомобили, которые можно задействовать в работе 30 и более лет.

Таким образом, группа амортизации ТС показывает, сколько времени можно работать при помощи данного основного средства, не нуждаясь в его замене.

Общие правила определения группы амортизации ТС

Всего единый классификатор ТС содержит в себе 10 групп, для каждой из которых предусмотрен свой срок полезного использования. Автомобили относят к одной из классификаций на основании их технических характеристик. Чаще всего внимание обращается на объем двигателя, и вес ТС.

Наиболее используемыми российскими компаниями являются:

  • легковые автомобили на бензиновом двигателе объемом до 3,5 тыс. куб.см.,;
  • легковые ТС, работающие на дизельном топливе;
  • грузовые автомобили общей массой до 3,5 тонн;
  • грузовые ТС, массой более 3,5 тонн;
  • специализированные ТС, например самосвалы, лесовозы, которые оснащены бензиновым двигателем.

Вышеуказанные ТС относятся к 3, 4, и 5 группам амортизации. Чтобы понять, какую классификацию присвоить конкретному автомобилю, необходимо обратить внимание на его технические характеристики, отраженные в ПТС.

Важно! Организация имеет право перейти на иной способ амортизации автомобиля раз в 5 лет.

Амортизационные группы ТС и СПИ

Как уже было сказано ранее, классификатор предусматривает 10 амортизационных групп для автомобилей. Каждой из них присвоен свой СПИ.

Группа амортизации ТС Минимальный СПИ Максимальный СПИ
1 12 мес. 2 года
2 25 мес. 3 года
3 37 мес. 5 лет
4 5,1 лет 7 лет
5 7,1 лет 10 лет
6 10,1 лет 14 лет
7 14,1 лет 20 лет
8 20,1 лет 25 лет
9 25,1 лет 30 лет
10 30,1 и более лет

Таким образом, ТС, относящиеся к первой группе, имеют самый маленький СПИ, а к последней – самый большой. Автомобили, которые можно отнести к десятой группе, фактически не должны никогда ломаться, поэтому 6 – 10 группы используют очень редко.

Порядок определения амортизационной группы автомобиля

В связи с последними изменениями налогового законодательства, вступившими в силу в 2020 году, теперь компаниям не обязательно опираться на налоговых классификатор при определении СПИ ТС, если амортизация производится в бухгалтерском учете. Теперь предприятия смог самостоятельно определить, в течение какого промежутка времени амортизировать основное средство.

Однако это не означает того, что теперь нельзя опираться на единый классификатор. Наоборот его использование рекомендовано. Ведь в некоторых случаях при проведении проверки у налоговой могут возникнуть вопросы по поводу заниженного или завышенного СПИ.

Правилами не запрещено устанавливать одинаковый срок полезного использования в отношении ТС, как для налогового, так и для бухгалтерского учета. Однако правила исчисления СПИ должны быть регламентированным локальной документацией.

Налог на имущество

Отдельно нужно отметить то, что на каждый ТС, используемый компанией в качестве основного средства, начисляется имущественный налог.

С целью исчисления налоговых обязательств, автомобилям присваивается амортизационная группа на основании налогового классификатора.

Вид ТС СПИ Группа амортизации
ТС, предназначенные для передвижения инвалидов 5,1 – 7 лет 4
Легковые ТС, объемом двигателя более 3,5 куб.см. 7,1 – 10 лет 5
Грузовые ТС, способные перевозить груз до 500 кг. 3,1 – 5 лет 3
Грузовые ТС, способные перевозить более половины тонны до 5 т. 5,1 – 7 лет 4
Грузовые ТС, грузоподъемность которых превышает 5 тонн 7.1 – 10 лет 5
Автобус (длинна до 7,5 м) 3,1 – 5 лет 3
Автобус (длинна – 7,5 – 16,5 м) 5,1 – 7 лет 4
Автобус (длинна 16,5 – 24 м.) 7,1 – 10 лет 5

Надо отметить, что владельцы ТС первой и второй амортизационной группы освобождаются от уплаты налога. А в отношении остальных классификаций предусмотрены льготы. Однако преференциями невозможно воспользоваться, если предприятие получило автомобиль от дочерней или другой зависимой компании.

Классификатор основных средств и его использование

Для определения группы амортизации рекомендуется использовать классификатор основных средств. Согласно нему ТС имеют следующие классификационные номера:

  1. 00.00.00.000 может быть присвоен совершенно всем ТС, используемых в качестве ОС, независимо от их вида и назначения.
  2. Автотранспорта, прицепов, автоприцепов применяют код 310.29.
  3. Автотранспорт, используемый в качестве основных фондов, можно обозначить 310.29.10.
  4. Для ТС специального назначения, например для комбайнов, уборочных машин, применяется код 310.29.10.5.
  5. Прицепы, полуприцепы также можно обозначит и кодом 310.29.20.23.

Надо отметить, что в связи с вступившими в силу изменениями в действующее законодательства, новые коды применяются в отношении ТС, которые введены в эксплуатацию с января 2024 года. Производить замену группы амортизации для основных средств, которые использовались до этого времени нет необходимости, но и не запрещено.

Чек-лист по определению амортизационной группы автомобиля

Чтобы определить амортизационную группу автомобиля, можно использовать общепринятый алгоритм действий.

  • в первую очередь определяем перечень основных средств, представленных в виде ТС;
  • подготавливаем техническую документацию по каждому фонду (для автомобилей понадобиться ПТС);
  • готовим таблицу, которая поможет обработать данные;
  • знакомимся с техническими характеристиками каждого автомобиля;
  • находим вид ТС, мощность двигателя, вес автотранспорта или сведения о грузоподъемности;
  • заносим информация в таблицу;
  • вышеуказанные действия нужно повторить в отношении каждого объекта.

После того, как характеристики по всем ТС изучены, необходимо присвоить ТС код классификации. Для налогового учета используется классификатор, разработанный на законодательном уровне, для бухгалтерского – локальный.

  • основываясь на коде классификации, определяем СПИ;
  • используя данные о сроке полезного использования, выявляем амортизационную группу автомобиля;
  • присваиваем классификатор ТС.

После того, как группа найдена, можно приступать к выбору метода амортизации.

Метод амортизации: какой выбрать?

Компаниям разрешено применять несколько методов амортизации основных средств. Чтобы понять, какой из вариантов выбрать для автомобиля, проведем сравнительный анализ.

Признак Линейный Уменьшаемого остатка По СПИ
Суть метода амортизации Используя данный вариант, стоимость автомобиля будет списываться равными частями на протяжении всего СПИ. Самая большая часть стоимости автомобиля списывается в первые месяцы его использования. Затем амортизационная сумма постепенно снижается. Данный вариант похож на метод уменьшаемого остатка, но отличается тем, что амортизационная сумма рассчитывается не от стоимости ОС на начало периода, а от первоначальной его цены.
Отличительная особенность метода амортизации Данный метод считается очень простым в использовании и часто применяется для амортизации ОС. Однако его не рекомендуется использовать компаниям, которые желают списать наибольшую часть стоимости автомобиля в короткий промежуток времени. Данный метод отличной подойдет для амортизации таких основных средств, которые активно используются после ввода в эксплуатацию. Для определения нормы амортизации, необходимо понять, как часто использовался автомобиль. Как правило, при расчете используются показателя на каждую тысячу пробега.
Формула СОС * НА / 100 СОСнп * НИ * КФ / 100 СОС * НМ
Расшифровка формулы СОС – стоимость основного средства;

НА – норма амортизации

СОСнп – стоимость основного средства на начало рассчитываемого периода;

НИ – норма износа;

КФ – коэффициент форсирования

СОС – стоимость автомобиля;

НМ – норма амортизации.

Сравнивая характеристики каждого метода амортизации, можно сделать вывод о том, что для легковых автомобилей лучше всего подойдет линейный метод. Все дело в том, что СПИ у такого транспорта не сильно продолжительный, что позволит списать стоимость ОС раньше, чем оно выйдет из строя, а компания равномерно распределит затраты.

Для грузового транспорта лучше всего использовать либо метод уменьшаемого остатка, либо вариант по СПИ. В таком случае организация спишет наибольшую часть стоимости ТС в первые месяцы использования ОС.

Ссылка на текущую статью Льготы всем
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях – мы с удовольствием на них ответим!