Каждому автомобилю, который используется компанией в качестве основного средства, присваивается амортизационная группа. Последняя необходима для того, чтобы определить срок полезного использования и выбрать метод амортизации.
Что такое амортизационная группа автомобиля
Амортизационной группой автомобиля называют его классификацию в соответствии со сроком полезного использования (далее СПИ). Как правило, отнесение транспортного средства производится при помощи утвержденного на законодательном уровне единого классификатора. Часто используемые группы приведены в таблице.
Группа | Классификатор | Вид ТС |
3 | 310.29.10.21
310.29.10.22 |
Легковые ТС, объем двигателя, которых не более 3,5 тыс. куб.см., работающие на бензиновом топливе. |
3 | 310.29.10.41.111
310.29.10.42.111 |
Грузовые ТС, массой до 3,5 тонн |
4 | 310.29.10.41.120
310.29.10.42.120 |
Автомобили, перевозящие топливо, лес, самосвалы и иные тяжеловесы, независимо от их объема |
5 | 310.29.10.22 | Легковые ТС, объем двигателя которых более 3,5 тыс. куб.см., работающие на бензиновом топливе |
5 | 310.29.10.41.112
310.29.10.41.113 310.29.10.42.112 310.29.10.42.113 |
Грузовики, масса которых превышает 3,5 тонны |
5 | 310.29.10.23 | Легковые ТС, независимо от объема двигателя, работающие на дизельном топливе |
Для каждой амортизационной группы предусмотрен свой СПИ.
- автомобиль, который относится к третьей группе, можно использовать на протяжении 37 месяцев – 5 лет;
- ТС, относящиеся к 4 группы, имеют СПИ от 5 до 7 лет;
- СПИ транспорта пятой группы составляет 7 – 10 лет.
Существуют и другие группы амортизации ТС. Например, к первой относятся те, которые можно использовать на протяжении одного – двух лет, ко второй – ТС с СПИ 24 – 36 месяцев, а к последней – автомобили, которые можно задействовать в работе 30 и более лет.
Таким образом, группа амортизации ТС показывает, сколько времени можно работать при помощи данного основного средства, не нуждаясь в его замене.
Общие правила определения группы амортизации ТС
Всего единый классификатор ТС содержит в себе 10 групп, для каждой из которых предусмотрен свой срок полезного использования. Автомобили относят к одной из классификаций на основании их технических характеристик. Чаще всего внимание обращается на объем двигателя, и вес ТС.
Наиболее используемыми российскими компаниями являются:
- легковые автомобили на бензиновом двигателе объемом до 3,5 тыс. куб.см.,;
- легковые ТС, работающие на дизельном топливе;
- грузовые автомобили общей массой до 3,5 тонн;
- грузовые ТС, массой более 3,5 тонн;
- специализированные ТС, например самосвалы, лесовозы, которые оснащены бензиновым двигателем.
Вышеуказанные ТС относятся к 3, 4, и 5 группам амортизации. Чтобы понять, какую классификацию присвоить конкретному автомобилю, необходимо обратить внимание на его технические характеристики, отраженные в ПТС.
Важно! Организация имеет право перейти на иной способ амортизации автомобиля раз в 5 лет.
Амортизационные группы ТС и СПИ
Как уже было сказано ранее, классификатор предусматривает 10 амортизационных групп для автомобилей. Каждой из них присвоен свой СПИ.
Группа амортизации ТС | Минимальный СПИ | Максимальный СПИ |
1 | 12 мес. | 2 года |
2 | 25 мес. | 3 года |
3 | 37 мес. | 5 лет |
4 | 5,1 лет | 7 лет |
5 | 7,1 лет | 10 лет |
6 | 10,1 лет | 14 лет |
7 | 14,1 лет | 20 лет |
8 | 20,1 лет | 25 лет |
9 | 25,1 лет | 30 лет |
10 | 30,1 и более лет |
Таким образом, ТС, относящиеся к первой группе, имеют самый маленький СПИ, а к последней – самый большой. Автомобили, которые можно отнести к десятой группе, фактически не должны никогда ломаться, поэтому 6 – 10 группы используют очень редко.
Порядок определения амортизационной группы автомобиля
В связи с последними изменениями налогового законодательства, вступившими в силу в 2020 году, теперь компаниям не обязательно опираться на налоговых классификатор при определении СПИ ТС, если амортизация производится в бухгалтерском учете. Теперь предприятия смог самостоятельно определить, в течение какого промежутка времени амортизировать основное средство.
Однако это не означает того, что теперь нельзя опираться на единый классификатор. Наоборот его использование рекомендовано. Ведь в некоторых случаях при проведении проверки у налоговой могут возникнуть вопросы по поводу заниженного или завышенного СПИ.
Правилами не запрещено устанавливать одинаковый срок полезного использования в отношении ТС, как для налогового, так и для бухгалтерского учета. Однако правила исчисления СПИ должны быть регламентированным локальной документацией.
Налог на имущество
Отдельно нужно отметить то, что на каждый ТС, используемый компанией в качестве основного средства, начисляется имущественный налог.
С целью исчисления налоговых обязательств, автомобилям присваивается амортизационная группа на основании налогового классификатора.
Вид ТС | СПИ | Группа амортизации |
ТС, предназначенные для передвижения инвалидов | 5,1 – 7 лет | 4 |
Легковые ТС, объемом двигателя более 3,5 куб.см. | 7,1 – 10 лет | 5 |
Грузовые ТС, способные перевозить груз до 500 кг. | 3,1 – 5 лет | 3 |
Грузовые ТС, способные перевозить более половины тонны до 5 т. | 5,1 – 7 лет | 4 |
Грузовые ТС, грузоподъемность которых превышает 5 тонн | 7.1 – 10 лет | 5 |
Автобус (длинна до 7,5 м) | 3,1 – 5 лет | 3 |
Автобус (длинна – 7,5 – 16,5 м) | 5,1 – 7 лет | 4 |
Автобус (длинна 16,5 – 24 м.) | 7,1 – 10 лет | 5 |
Надо отметить, что владельцы ТС первой и второй амортизационной группы освобождаются от уплаты налога. А в отношении остальных классификаций предусмотрены льготы. Однако преференциями невозможно воспользоваться, если предприятие получило автомобиль от дочерней или другой зависимой компании.
Классификатор основных средств и его использование
Для определения группы амортизации рекомендуется использовать классификатор основных средств. Согласно нему ТС имеют следующие классификационные номера:
- 00.00.00.000 может быть присвоен совершенно всем ТС, используемых в качестве ОС, независимо от их вида и назначения.
- Автотранспорта, прицепов, автоприцепов применяют код 310.29.
- Автотранспорт, используемый в качестве основных фондов, можно обозначить 310.29.10.
- Для ТС специального назначения, например для комбайнов, уборочных машин, применяется код 310.29.10.5.
- Прицепы, полуприцепы также можно обозначит и кодом 310.29.20.23.
Надо отметить, что в связи с вступившими в силу изменениями в действующее законодательства, новые коды применяются в отношении ТС, которые введены в эксплуатацию с января 2024 года. Производить замену группы амортизации для основных средств, которые использовались до этого времени нет необходимости, но и не запрещено.
Чек-лист по определению амортизационной группы автомобиля
Чтобы определить амортизационную группу автомобиля, можно использовать общепринятый алгоритм действий.
- в первую очередь определяем перечень основных средств, представленных в виде ТС;
- подготавливаем техническую документацию по каждому фонду (для автомобилей понадобиться ПТС);
- готовим таблицу, которая поможет обработать данные;
- знакомимся с техническими характеристиками каждого автомобиля;
- находим вид ТС, мощность двигателя, вес автотранспорта или сведения о грузоподъемности;
- заносим информация в таблицу;
- вышеуказанные действия нужно повторить в отношении каждого объекта.
После того, как характеристики по всем ТС изучены, необходимо присвоить ТС код классификации. Для налогового учета используется классификатор, разработанный на законодательном уровне, для бухгалтерского – локальный.
- основываясь на коде классификации, определяем СПИ;
- используя данные о сроке полезного использования, выявляем амортизационную группу автомобиля;
- присваиваем классификатор ТС.
После того, как группа найдена, можно приступать к выбору метода амортизации.
Метод амортизации: какой выбрать?
Компаниям разрешено применять несколько методов амортизации основных средств. Чтобы понять, какой из вариантов выбрать для автомобиля, проведем сравнительный анализ.
Признак | Линейный | Уменьшаемого остатка | По СПИ |
Суть метода амортизации | Используя данный вариант, стоимость автомобиля будет списываться равными частями на протяжении всего СПИ. | Самая большая часть стоимости автомобиля списывается в первые месяцы его использования. Затем амортизационная сумма постепенно снижается. | Данный вариант похож на метод уменьшаемого остатка, но отличается тем, что амортизационная сумма рассчитывается не от стоимости ОС на начало периода, а от первоначальной его цены. |
Отличительная особенность метода амортизации | Данный метод считается очень простым в использовании и часто применяется для амортизации ОС. Однако его не рекомендуется использовать компаниям, которые желают списать наибольшую часть стоимости автомобиля в короткий промежуток времени. | Данный метод отличной подойдет для амортизации таких основных средств, которые активно используются после ввода в эксплуатацию. | Для определения нормы амортизации, необходимо понять, как часто использовался автомобиль. Как правило, при расчете используются показателя на каждую тысячу пробега. |
Формула | СОС * НА / 100 | СОСнп * НИ * КФ / 100 | СОС * НМ |
Расшифровка формулы | СОС – стоимость основного средства;
НА – норма амортизации |
СОСнп – стоимость основного средства на начало рассчитываемого периода;
НИ – норма износа; КФ – коэффициент форсирования |
СОС – стоимость автомобиля;
НМ – норма амортизации. |
Сравнивая характеристики каждого метода амортизации, можно сделать вывод о том, что для легковых автомобилей лучше всего подойдет линейный метод. Все дело в том, что СПИ у такого транспорта не сильно продолжительный, что позволит списать стоимость ОС раньше, чем оно выйдет из строя, а компания равномерно распределит затраты.
Для грузового транспорта лучше всего использовать либо метод уменьшаемого остатка, либо вариант по СПИ. В таком случае организация спишет наибольшую часть стоимости ТС в первые месяцы использования ОС.