Каждый гражданин России имеет право на получение образования. Это закреплено положениями статьи 43 Конституции. Здесь также указано, что получение общего образования является обязательным, и соблюдение этого требования возлагается на родителей или опекунов ребёнка. Однако помимо обязанностей, у детей имеются и права, которые иногда нарушаются в стенах школьного заведения. Примечательно, но родители далеко не всегда понимают, когда педагог нарушает права ребёнка. Рассмотрим этот вопрос более детально.
Что говорит закон
Основные нормы и правила, связанные с получением образования в России, регулируются Федеральным законом № 273-ФЗ. Ключевыми принципами данного законопроекта является установление равноправия граждан в плане получения образования, не только общего, но и профильного.
Однако учебный процесс является многогранным, и предугадать все ситуации, которые ожидают ребёнка в школе, заранее невозможно. В частности, школьники могут конфликтовать с преподавателями или одноклассниками, и каждый конкретный случай требует детального рассмотрения для решения проблемы.
В школе с детьми занимается преподаватель, который имеет не только права и обязанности, но и должностную инструкцию. Например, учитель ни при каких обстоятельствах не может выгонять учеников из класса, если неугомонный школяр нарушает дисциплину и преднамеренно срывает урок, педагог должен вызвать представителей руководства школы. Кроме того, преподаватели не могут забирать у учащихся мобильные устройства на время урока.
Интересным моментом является повышение голоса. Преподаватель может срываться на повышенный тон в процессе урока, при этом не переходить на личности и не высказывать прямых оскорблений в адрес ребёнка. Вполне естественно, что педагог, ни при каких обстоятельствах не может заниматься рукоприкладством: даже лёгкий шлепок указкой может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Какие права и обязанности имеются у учащихся
Начнём с обязанностей. Общие правила поведения в стенах учебного заведения запрещают школьникам оскорблять честь и достоинства других учащихся и преподавательского состава, использовать нецензурные жесты и выражения, курить на территории. Помимо этого, школьники обязаны соблюдать право собственности, бережно относиться к школьному имуществу и личным вещам других учеников. В случае порчи чужого имущества, возмещение вреда возлагается на родителей или законных представителей ребёнка.
В целом, обязанности школьников сводятся к тому, чтобы получать образование самим, не препятствовать учебному процессу, и не мешать учиться другим ученикам.
Права школьников
За учащимися общеобразовательных школ закрепляются следующие права:
- бесплатное получение образования в соответствии с действующими стандартами, установленными на государственном уровне;
- самостоятельно выбирать общеобразовательное учреждение и форму образования: обучение в школе или на дому, прохождение курса по ускоренной программе;
- сохранение личного достоинства без дискриминации по каким-либо признакам;
- достойные условия обучения: теплые классы, качественное питание и пр.;
- свободное выражение мыслей и убеждений, при условии, что это происходит в корректной форме;
- своевременно узнавать о проведении контрольных и экзаменационных работ;
- проходить курс школьной программы на родном языке;
- получать оценки по каждой дисциплине в соответствии с полученными знаниями, без предвзятого отношения со стороны преподавателя;
- посещать факультативные занятия;
- принимать участие в культурно-массовых мероприятиях;
- получать бесплатный доступ к любым школьным ресурсам, необходимым для учебного процесса, например, библиотечным книгам;
- отдых между занятиями, выходные дни и каникулы.
В марте 2024 г. появилось законодательное нововведение, позволяющее обеспечить бесплатным питанием детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1.09.2024 г. — с учетом переходного периода — до 1.09.2024 г. В соответствии с новым законом, учащиеся младших классов будут обеспечиваться бесплатным горячим питанием (горячие блюдо и напиток) не реже 1 раза в день. С 2024 г. к реализации приступят те школы, где есть оборудованные для организации горячего питания столовые и необходимое кухонное оборудование.
Финансирование будет происходить за счет средств федерального, региональных, местных бюджетов и других источников. Ответственность за обеспечение горячим питанием возлагается на учредителя школы.
О чём говорит школьный устав
Устав школы — это свод внутренних правил, регулирующих работу общеобразовательных учреждений. Этот нормативно-правовой документ оформляется в соответствии с пунктами статьи 25 Федерального закона № 273-ФЗ.
В частности, в уставе должны содержаться следующие данные:
- информация о типе образовательного учреждения;
- сведения об учредителях;
- информация об образовательных программах и направлениях обучения;
- структура организации и разграничение полномочий.
Меры защиты прав учащихся в школе
Рассмотрим ряд ситуаций, которые чаще всего интересуют родителей, и непосредственно затрагивают права и свободы учеников.
Сбор денег: сдавать или нет
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к пунктам статьи 43 Конституции РФ. Здесь прямо указано, что образование должно быть не только общедоступным, но и бесплатным, и эту норму государство гарантирует гражданам. Отсюда следует, что школа не может требовать с родителей каких-либо сумм. Разумеется, это правило касается только учебных заведений, действующих на некоммерческой основе.
Однако в школах часто практикуются сборы на ремонт класса, приобретение учебных пособий и прочие нужды, необходимые для учебного процесса. Это связано с тем, что финансирование школ из региональных бюджетов оставляет желать лучшего, поэтому общеобразовательные учреждения переходят на самофинансирование.
Здесь нужно учитывать, что подобные взносы возможны только на добровольной основе: школа может предложить сбор средств на какие-либо нужды, соглашаться или нет, остаётся на усмотрение родителей. В случае отказа, преподаватели не могут преследовать учеников, занижая оценки или принуждая учащихся к сдаче денег иными способами. Если это происходит, родители могут обратиться с жалобой к директору школу, в случае бездействия — в прокуратуру.
Охрана здоровья
Ответственность за здоровье школьников во время учебного процесса полностью возлагается на учебное заведение. Выражается это разными способами. Например, учитель не может принуждать ученика к занятиям физкультурой, если у последнего имеется подписанное врачом освобождение.
В ситуациях, когда педагог, несмотря на справку, заставляет ученика проявлять активность на уроках физкультуры, и занятия ухудшают состояние здоровья ребёнка, исходом может стать судебное разбирательство. Отметим, что ставить двойки освобожденным от занятий ученикам, учитель не имеет права. Такие оценки аннулируются, а преподаватель подвергается дисциплинарному взысканию.
Факультативные занятия
В любых общеобразовательных учреждениях, занятия происходят согласно с составленным планом учебного процесса. Здесь перечислены все обязательные дисциплины, включая количество учебных часов, запланированных на их изучение. Любые дополнительные занятия, не включённые в учебный план, посещаются только на добровольной основе. Например, если преподаватель по геометрии считает, что ученикам будет полезно после основных занятий познакомиться с курсом «Занимательной геометрии», дети сами решают, посещать факультатив или нет.
Однако не всегда имеет смысл пренебрегать дополнительными занятиями. Например, при сдаче экзаменов любой преподаватель ставит баллы за знания, которые ученик демонстрирует сверх школьной программы. Однако занижать оценку на основании того, что ученик не посещал дополнительных занятий, учителя не вправе.
Труд не всегда облагораживает
Довольно распространённая практика российских школ — привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Согласно статьи 37 Конституции, труд свободен, и привлекать гражданина к исполнению трудовых обязанностей в принудительном порядке — запрещено. Отсюда следует, что школа не может заставить учеников вооружиться тряпками и приступить к уборке классов и коридоров.
Это правило закреплено и законом «Об образовании», но здесь предусмотрена более конкретная и четкая формулировка. В частности, для привлечения к труду требуется заручиться не только согласием учеников, а также их родителей или законных представителей. С юридической точки зрения, даже если учащиеся выражают добровольное согласие на наведение порядка, руководство школы не может разрешить уборку силами учеников, пока не будет одобрения со стороны родителей.
Учитывая сложность этой позиции, могут возникать довольно щекотливые ситуации. Например, ребёнок выразил согласие помочь школе трудом на добровольных началах, а родители категорически против. В этом случае, родители несовершеннолетнего могут жаловаться школьному руководству и в вышестоящие инстанции.
Гендерное равноправие
Этим новомодным термином обозначается отсутствие дискриминации по половому признаку среди учащихся. Эта особенность закреплена не только российским законодательством, но и международными конвенциями.
Суть гендерного равноправия заключается в том, что нельзя возлагать на учеников определённые обязанности, руководствуясь половым признаком. Например, девочки остаются убирать класс, а мальчики отправляются домой. Фактически, здесь идёт речь о разделении труда на мужские и женские обязанности, что и является проявлением дискриминации.
Однако данная тема довольно щекотливая. Например, возникла необходимость перемещения школьного инвентаря. С точки зрения человеческой логики, таскать тяжести должны мужчины, но освобождение девочек от такой работы также может квалифицироваться, как дискриминация.
Чтобы не оказаться в сложной ситуации, преподавателям лучше не разделять своих учеников на мужскую и женскую половины, а обращаться за помощью ко всему классу. С точки зрения человеческой морали, мальчики сами вызовутся на выполнение тяжёлой работы, следовательно, права девочек не будут ущемлены.
Несколько слов о религии
Россия является многонациональной страной, и свобода вероисповедания закреплена на государственном уровне. Поэтому в одном классе могут учиться дети разных конфессий: христиане, иудеи, мусульмане, буддисты.
Задачей школы является деликатное и уважительное отношение к религии своих учащихся. Например, в многонациональном классе учитель не может отдавать дань исключительно христианским традициям, и принуждать детей-мусульман к посещению православных храмов и церквей. Нужно учитывать, что даже безобидная экскурсия по святым местам может противоречить убеждениям и вероисповеданию некоторых ребят.
Более того, в школах запрещается проводить религиозные мероприятия, собирать пожертвования и иным образом вовлекать учеников в различные обряды. В свою очередь, учащиеся вправе отказываться от участия в любых культурно-массовых мероприятиях, посвященных религии, и школа не может привлекать их к такой деятельности в принудительном порядке.
Ответственность учащихся
С наступлением определённого возраста, школьники могут привлекаться к административной или уголовной ответственности. Однако здесь нужно учитывать факт, что правовые меры применяются строго индивидуально, коллективная ответственность здесь не предусматривается.
Например, несколько учеников совершили кражу или избили одноклассника. Нельзя обвинить в содеянном весь класс, к ответственности должны привлекаться только непосредственные участники инцидента.
Дежурство по школе
Преподаватели не могут заставлять учеников дежурить в принудительном порядке. Это приравнивается к труду, который возможен только с согласия учеников и их родителей. В большинстве случаев, руководство школы обязывает учеников дежурить, ссылаясь на внутренний устав, однако, это незаконно. Здесь имеет смысл убедиться, что пункт, касающийся дежурства действительно закреплён школьным уставом, хотя его там может и не оказаться. Даже если назначение дежурных из числа учащихся предписано школьными правилами, опираться нужно не на нормативный документ, предназначенный для внутреннего пользования, а Конституцию.
Отметим, что дежурство на добровольной основе не запрещено, а в некоторых случаях, даже приветствуется. Например, несколько ребят могут накрыть столы, чтобы одноклассники смогли без лишней суеты пообедать во время перемены.
Публичное унижение
Здесь речь идёт не о личных оскорблениях, которые недопустимы, а публичном порицании одного из учащихся за совершённый им проступок. Например, учитель не может критиковать ученика при всём классе за систематические опоздания. Такие беседы всегда должны проводиться в индивидуальном порядке, желательно, в присутствии родителей нашкодившего ученика.
Последние изменения
В ноябре 2019 г. был принят федеральный закон, согласно которому преимущественное право на прием в общеобразовательное учреждение (школу) имеют дети, чьи сестры и братья уже обучаются в этом образовательном учреждении. При условии совместного проживания детей в одной семье и в одном жилом помещении.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
законно ли изъятие телефонов на учебное время, или урок
Да. Это происходит на основе «Методических рекомендаций об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019) (вместе с «Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей», «Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи»).
Указанным документом рекомендуется:
— ограничить использование учениками МБОУ мобильных телефонов во время учебного процесса;
— предусмотреть места хранения во время уроков мобильных телефонов учеников (при наличии такой возможности и необходимости).
Законно ли во время каникул проводить самостоятельные работы, контрольные, проверочные, тесты?
Нет, если это официально оформленные каникулы на основании приказа директора. Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор и/или Рособрнадзор.
Нет учитель не имеет на это права
Учитель имеет право забирать телефон у ученика?
В настоящее время данный вопрос регламентируется локальными актами учебного заведения, в том числе Уставом, правилами пребывания в учебном учреждении и дополнительными соглашениями с родителями учеников. Именно забирать, применяя физическую силу, не имеет права ни при каких обстоятельствах. Сказать, чтобы ученик отдал телефон учителю ввиду наличия соответствующих правил в школе — вправе.
Учитель не имеет право забирать телефоны у детей даже если они седят в них во время урока потому что телефон это собственность ученика
Забирать не вправе. Но потребовать убрать или положить в специально отведенное для этого место, если это предусмотрено локальными НПА школы — вправе.
Законно ли унижение и оскорбление всего класса учителем? И если не законно, то чем карается?
Оскорблением юридически считается не любое высказывание. См. ст. 5.61 КоАП РФ 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Если выражения учителя имели приличный характер (то есть, не являлись нецензурной бранью), то это сложно будет расценить как административно наказуемое деяние. Но класс, начиная с 14 лет имеет право подавать в подобной ситуации письменные коллективные жалобы на учителей на имя директора с целью привлечения учителя к дисциплинарной ответственности. Если же детям меньше 14, то это должны сделать их родители.
Здравствуйте. Я по поводу последнего пункта. Педагог унижает ребёнка первоклассника девочку при всех
1. Вы не указали, в чем именно заключается Ваш вопрос.
2. Если Вы хотели узнать о возможности привлечения учителя к юридической ответственности, то это требует документального и/или иного подтверждения. Одних Ваших слов и слов ребенка недостаточно. Как минимум, нужны свидетельские показания. Но т.к. очевидцы — тоже дети-первоклассники, то они не могут выступать в качестве полноценных свидетелей. До 10 лет у детей нет права выступать в качестве свидетелей в суде, даже если вопрос касается непосредственно их самих. Частичная дееспособность у детей возникает только с 14 лет.
3. Рекомендуем обратиться лично к преподавателю и поговорить с ним. Если разговор не поможет, то Вы вправе обратиться к директору школы с жалобой на неправомерные действия учителя — в письменной или устной форме.