Федеральный закон № 256-ФЗ определяет право каждой российской семьи на получение материальной поддержки от государства в форме фиксированной суммы, именуемой материнским или семейным капиталом (далее — МСК). Многих интересует, доступен ли материнский капитал для проживающих за границей? С этим вопросом разберемся в текущей статье.
Кто имеет право на получение господдержки
Федеральным законом не установлено каких-либо ограничений на место жительства лиц, заинтересованных в получении МСК.
Согласно общим правилам, правом на оформление сертификата обладают:
- Гражданка РФ, ставшая матерью во второй или в третий раз, или усыновившая детей после 2007 года, с тем учетом, что ранее мать или усыновитель ребенка не пользовалась средствами данной программы господдержки.
- Гражданин РФ, который по решению суда является единоличным усыновителем двух или нескольких детей. Мужчина также имеет право воспользоваться сертификатом только единожды. Решение об усыновлении должно вступить в силу после 1 января 2007 года.
- Лицо с любым гражданством или без гражданства, являющееся биологическим отцом ребенка или его усыновителем, при условии, что мать:
- умерла;
- объявлена умершей;
- лишена родительских прав в отношении ребенка в связи с рождением которого возникло право на получение материнского капитала;
- совершение против личности своего ребенка умышленного преступления;
- отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на получение материнского капитала.
Из вышеуказанного следует, что граждане РФ имеют право на получение поддержки от государства вне зависимости от места их постоянного проживания, а в некоторых случаях сертификат доступен и лицам с иностранным гражданством.
Право на такую меру поддержки от государства возникает с момента рождения (усыновления) второго или последующих детей, обратиться за его получением можно в любой момент, пока программа действует.
Порядок действий
Порядок оформления сертификата на материнский капитал, живущим за границей, в 2020 году:
- Собрать установленный ФЗ-256 пакет документов.
- Обратиться в органы Пенсионного Фонда РФ по месту прописки или временного проживания или МФЦ.
- Оформить заявление на выдачу сертификата и отдать его сотруднику ПФ вместе с собранным пакетом документов.
- Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата принимает ПФ РФ в течении 15 дней с момента приема заявления о выдаче сертификата.
- Получить официальный ответ от ПФ РФ или МФЦ с решением относительно выдачи сертификата.
Кроме того, есть возможность подать заявление в электронной форме через «Личный кабинет» на интернет-ресурсе ПФР. После чего в пределах 5 дней нужно обратиться в территориальное подразделение ПФР, куда было отправлено электронное заявление, и предоставить необходимый пакет документов. Реализовать право на получение сертификата на материнский капитал можно также через представителя, доверенность должна быть оформлена надлежащим образом и в ней должно быть прописано право на такое обращение.
Россияне, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в РФ, подают заявление в ПФР по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, либо через доверенное лицо в территориальное подразделение ПФР по месту проживания доверенного лица.
Необходимые документы
Чтобы подать заявление на материнский капитал за границей, следует подготовить определенный пакет документов.
Оригиналы бумаг не потребуются, в случае если их копии и подпись на заявлении о выдаче сертификата будут заверены нотариально или в консульстве. В случае подачи заявления лично, оригиналы документов нужно взять с собой.
Так как заявители проживают в другой стране, список документов на получение субсидии для них может быть несколько отличным от списка для граждан РФ:
- Удостоверение личности — загранпаспорт гражданина РФ или паспорт иностранного гражданина.
- Документ, подтверждающий место жительства или пребывания — справка из консульства о постановке на учет.
- Документ, доказывающий факт появления в семье ребенка (свидетельство о рождении, судебное решение об усыновлении).
- Подтверждение российского гражданства ребенка — загранпаспорт, свидетельство о рождении, отметки консульства, вкладыши к документам, паспорт родителя с отметками.
- Заявление на выдачу МСК.
Как получить материнский капитал за границей, если свидетельство о рождении малыша или иные документы составлены на иностранном языке?
В таких случаях необходимо переводить бумаги и заверять полученные переводы у нотариуса. Если все документы составлены правильно, и указанные в них сведения не искажают действительности, тогда вскоре заявитель получит семейный капитал.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Добрый день, подскажите пожалуйста. Женщина, являющаяся гражданкой Турции и России, при этом не являющаяся резидентом РФ. Дети рождены и проживают на территории Турции. В браке состоит с гражданином Турции. Имеет ли права на маткапитал? Спасибо
Если дети – граждане Турции, то нет.
Здравствуйте! Моя дочь с мужем и детьми проживают за границей. Граждане РФ (муж работает по контракту). Она получила материнский капитал. Вопрос: можно ли его использовать для пенсии дочери? Если можно, то сможет ли она подать документы в ПФР удаленно, через онлайн или нужно личное присутствие. Ответьте, пожалуйста.
1. Заявление о распоряжении материнским капиталом можно подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда России независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания лично, через личный кабинет или в МФЦ. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, заявление о распоряжении материнским капиталом и необходимые для этого документы вправе подать в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное заявление может быть подано лично (через доверенное лицо), либо направлено по почте. Личный прием указанных граждан (их доверенных лиц), а также прием документов (копий документов, сведений из документов) от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»). Направление в ПФР заявления и документов почтовой связью осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.
2. Порядок направления средств см. http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~4361
Здравствуйте, имею ли я право на материнский капитал, если я являюсь гражданской РФ, прописана в РФ, имею официвльное место работы в РФ, но проживаю в Греции? Я замужем за греком, ребенок (первый) имеет двойное гражданство (и греческое и российское).
Спасибо,
Альфия
1. МСК на 1 ребенка выплачивается только при рождении его в 2020 г. В остальных случаях требуется рождение 2 или более детей с гражданством РФ, начиная с 1.02.2007 г.
2 Если Вы соответствуете этим условиям, то вправе подать заявление на МСК. Особенности оформления заявления для граждан, проживающих за пределами РФ см. http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2018/09/05/165721
Добрый день,стал вопрос у нас как говорится ( ребром ) может ли моя супруга гражданка Р.Ф. рожать за пределами Р.Ф, и получить мат капитал ? Подскажите если можете как это правильно сделать.
При условии, что ребенок будет гражданином РФ – да. См. http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2018/09/05/165721