В мае 2017 года Правительство РФ инициировало законопроект, разрешающий четырем регионам страны ввести налог для отдыхающих — курортный сбор. В число субъектов вошла Республика Крым. Властям региона дано право организовать работу по взиманию денег с туристов.
Зачем нужен курортный налог
Закон о курортном сборе в Крыму начнет действовать с мая 2018 года. Он предполагает:
- организацию деятельности по взиманию нового налога с туристов;
- распределение накопленных средств между курортными зонами;
- контроль за использованием денег для развития инфраструктуры.
Основные понятия и правила введения сбора заложены в законе № 214-ФЗ от 29.07.17. В частности, в 2018 году сумма налога не может превышать 50 руб. (пункт 4 статьи 5).
Спровоцировали Правительство РФ на инициативу сами граждане страны. Множество россиян выезжает на отдых за рубеж и имеет возможность сравнивать условия иностранных и местных курортов. К сожалению, результат такового не в пользу последних. Нарекания на бедность и запущенность российских мест для отдыха Правительство приняло к сведению. Развивать зоны решили за счет отдыхающих.
По предварительным расчетам, в Крыму за сезон планируется собирать до 16 млрд. руб. Это серьезное подспорье региону. Ведь полуостров все еще отстает в инфраструктурном плане от множества популярных мест отдыха. А собственных доходов у него недостаточно для серьезной перестройки курортов.
Суть взноса состоит в том, что каждый отдыхающий обязан внести в солидарный бюджет развития курорта небольшие средства. По планам властей общая казна позволит создать для россиян цветущий сад в излюбленных регионах. То есть люди скинутся на облагораживание любимых уголков, значит, тратить деньги будут на свое будущее.
Сколько придется платить
Указанным выше федеральным законом регионам дано право самостоятельно определять величину нового налога на отдыхающих. Законодатель ограничил субъекта федерации только рамочными параметрами:
- взимать в 2018 году разрешено не более 50 руб. в сутки с человека;
- в последующем сбор ограничен 100 руб. с отдыхающего в день.
Для введения курортного сбора на подведомственной территории каждый субъект федерации должен принять собственный закон. В документе прописываются такие важные параметры:
- показатель величины налога, в том числе с учетом сезона;
- районы, на которые распространяется норма.
Госсовет Республики Крым рассмотрел данный вопрос в ноябре 2017 года. В результате принят законы № 435-ЗРК/2017 от 30.11.17. Нормативный акт содержит исчерпывающие сведения, касающиеся нового налога. Они таковы (статья 3):
- размер платежа зависит от сезона:
- с 01.05 по 30.09 каждый отдыхающий будет вносить в бюджет Республики по 10,0 руб.;
- в остальное время туристы освобождены от дополнительных трат;
- норма распространяется на период с 01.05.18 по 31.12.22.
Пример расчета
Допустим, семейство из двух человек решит позагорать на крымском побережье две недели в июле. Гражданам необходимо иметь при себе для пополнения регионального бюджета:
- 14 дн. х 2 чел. х 10,0 р. = 280,0 р.
Плательщики туристического сбора
По логике указанных выше нормативных актов взимать платежи за посещение курортов необходимо с каждого приезжающего, за исключением льготников (о них речь пойдет дальше). Однако исполнение данного норматива наталкивается на вполне естественные организационные препятствия. Для наглядности рассмотрим их схематично. Чтобы выписать счет к оплате, крымским властям нужно пересчитать и зафиксировать всех курортников. Для этого существует несколько путей:
- Создать дополнительные структуры на въезде и выезде из региона.
- Вменить в обязанности работу по предъявлении счетов организаторам отдыха.
Первый вариант крайне дорог и функционально нерентабелен. Дело в том, что в том же крымском законе указаны зоны, в которых полагается взимать налог. Они перечислены во 2-й статье:
«Территория эксперимента включает территории следующих муниципальных образований Республики Крым:
- городской округ Алушта;
- городской округ Евпатория;
- городской округ Саки;
- городской округ Судак;
- городской округ Феодосия;
- городской округ Ялта;
- Черноморский район».
Значит, необходимо организовать учет людей, въезжающих в отдельные районы Крым. Кроме того, оплату следует проконтролировать. Организационно сделать это крайне сложно. Не проверять же квитанции у людей, покидающих полуостров.
Для реализации закона был выбран второй вариант. Обязанности вменили организаторам отдыха — владельцам мест дислокации туристов. А это приводит к потере части плательщиков. Те туристы, которые приезжают к родным или с палаткой к морю, не будут охвачены новым налогом.
Кто получит льготу
Перечень туристов, освобожденных от сбора, приведен в статье 7 закона № 214-ФЗ. К ним относятся такие граждане:
- все, причисленные к участникам Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- Герои СССР и РФ;
- Герои Соцтруда и Труда РФ;
- блокадники и труженики тыла;
- члены семей погибших участников ВОВ;
- чернобыльцы;
- инвалиды 1 и 2 группы, сопровождающие лица;
- члены семейств, признанных малоимущими в рамках закона № 178-ФЗ;
- больные туберкулезом;
- граждане, прибывшие в Крым с такими целями:
- для прохождения обучения (студенты до 24 лет);
- для лечения в рамках системы обязательного медстрахования;
- для работы (имеющие трудовой договор);
- для участия в спортивных мероприятиях.
Как на практике будет выставляться счет
Порядок работы по осуществлению сбора средств с отдыхающих приведен в 4-й статье крымского закона (№ 435-ЗРК/2017). Обязанность возлагается на операторов. Последние будут определены и перечислены в подзаконных актах. По логике операторами назначаются все юридические лица и индивидуальные предприниматели, взимающие плату за проживание в указанных выше зонах.
На операторов возложены такие обязанности:
- выставлять счета клиентам за каждые сутки проживания, кроме дня заезда;
- контролировать внесение денег;
- предоставлять властям отчет не позднее дня выезда плательщика.
Операторы обязаны перечислить собранные средства в бюджет Крыма. Делать это необходимо до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Кроме того, оператор формирует отчетность. В документе указывается:
- количество отдыхающих;
- сколько дней они гостили;
- сумму начисленного платежа.
Расшифровка порядка для отдыхающих
На практике каждый турист, заселяющийся в дом отдыха или гостиницу, получит два счета:
- за проживание;
- на налог.
Администрация отеля будет требовать предоставления двух отдельных квитанций о внесении сумм. Они нужны для отчетности. Если турист выезжает раньше установленного срока, то сумма сбора уменьшается.
Куда потратят собранные деньги
Порядок использования средств описан в 8-й статье крымского закона. Деньги планируется потратить на приведение курортной инфраструктуры полуострова в надлежащее состояние. Каждое вложение будет тщательно документироваться. В том числе планируется сбор видеоматериалов.
Вся информация о тратах будет размещаться на официальных интернет-ресурсах органов исполнительной власти. Таким образом, граждане смогут наглядно увидеть, куда пошли их небольшие деньги. Кроме того, органы исполнительной власти обязаны провести такие мероприятия:
- составить перспективный план затрат;
- определить и утвердить перечень объектов, на которые пойдут деньги в первую очередь;
- заключить контракты на работы и другое.
Эксперимент продлится до 2024 года.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
С пенсионеров берут налог на отдых в Крыму.