В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.
Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.
Законодательные основы вопроса
Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.
Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:
- № 181-ФЗ от 24.11.1995;
- № 273-ФЗ от 29.12.12.
Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:
- включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
- организации для них доступного обучения по месту проживания;
- обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
- принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Условия организации обучения
Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:
- путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
- домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.
Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.
Они описаны в таблице:
Звено обучения | Создаваемые условия |
Младшее (садики) | Создание специализированных дошкольных учреждений и групп |
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек) | |
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников | |
Обеспечение ДОУ специалистами:
|
|
Консультирование родителей по вопросам воспитания | |
Создание инфраструктурной доступности:
|
|
Среднее | Разработка специализированных программ |
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру | |
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками | |
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения | |
Предоставление качественного медобслуживания | |
Повышение инфраструктурной доступности зданий | |
Высшее и среднее специальное | Предоставление преференций по зачислению на первый курс |
Обеспечение дистанционной формой получения знаний |
С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:
- Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
- Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.
Варианты предоставления обучения
Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:
- создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
- подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.
Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:
- в виде семейного обучения;
- дистанционно;
- надомное обучение.
Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:
- отдельные уроки;
- кружки и дополнительные занятия;
- массовые увеселительные мероприятия.
Домашнее образование
Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:
- заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
- справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
- заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.
Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.
Дистанционное обучение
Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:
- веб, чат-занятия;
- телеконференции;
- телеприсутствие;
- интернет-уроки.
Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:
- прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
- материального положения семейства;
- дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
- получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
- получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
- прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
- развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
- принять участие в исследовательской деятельности;
- получать консультативную помощь специалистов:
- психологов;
- медиков;
- педагогов и других.
Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.
Перечень привилегий для инвалидов
В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:
- Прием малыша в детский садик без соблюдения очередности. Для этого необходимо подать заявление и приложить к нему справку МСЭ.
- Снижение размера взноса за посещение малышом дошкольного учреждения. Данная привилегия предоставляется не во всех субъектах страны, на основании решений региональных властей.
- Компенсацию за учебу несовершеннолетнего в домашних условиях. По нормам закона на учебу всех несовершеннолетних с возраста 6 лет и 6 месяцев бюджет выделяет средства. Если родители нанимают специалиста для занятий с ребенком, региональные власти могут компенсировать затраты на получение семейного образования. Не в каждом субъекте страны принят соответствующий закон, а значит местные власти могут компенсировать получение образования дома, а могут и не делать этого. На сегодняшний день такая программа принята в Пермского крае, Омской области, Свердловской области, Москве.
- Комплексную реабилитацию ребенка в образовательном учреждении. В том числе, специалисты организуют работу по социализации ребенка. То есть помогают ему наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
- Льготу при поступлении молодого человека в ВУЗ. Абитуриенты с инвалидностью зачисляются на первый курс вне конкурса в пределах установленной квоты, если успешно сдали вступительные испытания. Кроме того, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения в федеральные ВУЗы. Для получения преференции необходимо указать льготную категорию в заявлении на поступление в ВУЗ. К документу прилагается справка МСЭ о назначении группы инвалидности. Льгота распространяется на детей-инвалидов, инвалидов i и II групп, инвалидов с детства.
Проблемы обучения детей и инвалидностью в России
В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:
- Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
- в зданиях отсутствуют пандусы;
- дверные проемы слишком узки для колясочников;
- учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
- Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
- неуверенности в себе;
- низкой самооценки;
- депрессивного состояния.
Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:
- детские сады;
- группы в дошкольных учреждениях;
- школы.
Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:
- готовятся специалисты;
- поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
- выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
- формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.
Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Здравствуйте! Хочу узнать о правах на льготное зачисление при переводе ребенка-инвалида в школу ( у нас будет 5 класс) не по прописке. Дает ли нам эта справка какое-то преимущество, или на равных правах будем рассматриваться, как и другие ребята, желающие перевестись из других школ и живущие на территориях, не закрепленных за данной школой.
1. Если Вы решили перевестись в школу не по месту регистрации, то о каком преимуществе может идти речь? Если это школа не специализированная (для инвалидов, лиц с ограничениями физических, психических возможностей организма и т.д.), то у инвалидов нет никаких преимуществ при зачислении в общеобразовательную школу в рамках перевода из одной школы в другую в середине учебного года.
2. У Вас нет никаких критериев, говорящих о большем удобстве для ребенка посещать именно эту школу.