Можно ли и как получить материнский капитал, проживая за границей

Федеральный закон № 256-ФЗ определяет право каждой российской семьи на получение материальной поддержки от государства в форме фиксированной суммы, именуемой материнским или семейным капиталом (далее — МСК). Многих интересует, доступен ли материнский капитал для проживающих за границей? С этим вопросом разберемся в текущей статье.

Кто имеет право на получение господдержки

Федеральным законом не установлено каких-либо ограничений на место жительства лиц, заинтересованных в получении МСК.

Согласно общим правилам, правом на оформление сертификата обладают:

  1. Гражданка РФ, ставшая матерью во второй или в третий раз, или усыновившая детей после 2007 года, с тем учетом, что ранее мать или усыновитель ребенка не пользовалась средствами данной программы господдержки.
  2. Гражданин РФ, который по решению суда является единоличным усыновителем двух или нескольких детей. Мужчина также имеет право воспользоваться сертификатом только единожды. Решение об усыновлении должно вступить в силу после 1 января 2007 года.
  3. Лицо с любым гражданством или без гражданства, являющееся биологическим отцом ребенка или его усыновителем, при условии, что мать:
  • умерла;
  • объявлена умершей;
  • лишена родительских прав в отношении ребенка в связи с рождением которого возникло право на получение материнского капитала;
  • совершение против личности своего ребенка умышленного преступления;
  • отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на получение материнского капитала.

Из вышеуказанного следует, что граждане РФ имеют право на получение поддержки от государства вне зависимости от места их постоянного проживания, а в некоторых случаях сертификат доступен и лицам с иностранным гражданством.

Важно! В Федеральном законодательстве подчеркивается, что появление в семье двух или более детей только с гражданством РФ дает право его родителям на получение поддержки от государства.

Право на такую меру поддержки от государства возникает с момента рождения (усыновления) второго или последующих детей, обратиться за его получением можно в любой момент, пока программа действует.

Порядок действий

Порядок оформления сертификата на материнский капитал, живущим за границей, в  2019-2020 году:

  1. Собрать установленный ФЗ-256 пакет документов.
  2. Обратиться в органы Пенсионного Фонда РФ по месту прописки или временного проживания или МФЦ.
  3. Оформить заявление на выдачу сертификата и отдать его сотруднику ПФ вместе с собранным пакетом документов.
  4. Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата принимает ПФ РФ в течении 15 дней с момента приема заявления о выдаче сертификата.
  5. Получить официальный ответ от ПФ РФ или МФЦ с решением относительно выдачи сертификата.
Внимание! Граждане, не имеющие в РФ места пребывания или постоянной прописки, могут получить материнский капитал за рубежом, обратившись напрямую в ПФ через консульство. Вопросами пересылки необходимых документов по почте займется должностное лицо консульского учреждения.
Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Кроме того, есть возможность подать заявление в электронной форме через «Личный кабинет» на интернет-ресурсе ПФР. После чего в пределах 5 дней нужно обратиться в территориальное подразделение ПФР, куда было отправлено электронное заявление, и предоставить необходимый пакет документов. Реализовать право на получение сертификата на материнский капитал можно также через представителя, доверенность должна быть оформлена надлежащим образом и в ней должно быть прописано право на такое обращение.

Россияне, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в РФ, подают заявление в ПФР по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, либо через доверенное лицо в территориальное подразделение ПФР по месту проживания доверенного лица.

Необходимые документы

Чтобы подать заявление на материнский капитал за границей, следует подготовить определенный пакет документов.

Оригиналы бумаг не потребуются, в случае если их копии и подпись на заявлении о выдаче сертификата будут заверены нотариально или в консульстве. В случае подачи заявления лично, оригиналы документов нужно взять с собой.

Так как заявители проживают в другой стране, список документов на получение субсидии для них может быть несколько отличным от списка для граждан РФ:

  • Удостоверение личности — загранпаспорт гражданина РФ или паспорт иностранного гражданина.
  • Документ, подтверждающий место жительства или пребывания — справка из консульства о постановке на учет.
  • Документ, доказывающий факт появления в семье ребенка (свидетельство о рождении, судебное решение об усыновлении).
  • Подтверждение российского гражданства ребенка — загранпаспорт, свидетельство о рождении, отметки консульства, вкладыши к документам, паспорт родителя с отметками.
  • Заявление на выдачу МСК.

Как получить материнский капитал за границей, если свидетельство о рождении малыша или иные документы составлены на иностранном языке?

В таких случаях необходимо переводить бумаги и заверять полученные переводы у нотариуса. Если все документы составлены правильно, и указанные в них сведения не искажают действительности, тогда вскоре заявитель получит семейный капитал.

Внимание! Пенсионный Фонд в обязательном порядке предоставляет материнский капитал проживающим за границей гражданам РФ, но использовать его разрешает только на территории России.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Видео о материнском капитале
Ссылка на текущую статью Льготы всем
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях – мы с удовольствием на них ответим!