В четверг Россия обвинила американского корреспондента Wall Street Journal в шпионаже, что, несомненно, усугубит дипломатическую вражду между Москвой и Вашингтоном из-за войны на Украине и, вероятно, еще больше изолирует Россию.
Газета отвергла обвинения и потребовала немедленного освобождения «доверенного и преданного делу репортера» Эвана Гершковича. Белый дом заявил, что Государственный департамент находится в прямом контакте с российским правительством по поводу его задержания, и призвал граждан США, проживающих или путешествующих в России, немедленно покинуть страну. «Эти обвинения в шпионаже смехотворны. Преследование американских граждан российским правительством неприемлемо», — заявила на брифинге пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.
Гершкович, 31-летний мужчина, проработавший в России журналистом в течение шести лет, является самым известным американцем, арестованным там после звезды баскетбола Бритни Грайнер, которая была освобождена в декабре после 10 месяцев в тюрьме по обвинению в употреблении наркотиков.
ФСБ заявила, что арестовала Гершковича в уральском промышленном городе Екатеринбурге, «по подозрению в шпионаже в интересах американского правительства» из-за сбора информации об «одном из предприятий военно-промышленного комплекса России», которое ведомство не назвало. Его доставили в Москву, где суд на закрытом заседании постановил оставить его в предварительном заключении до 29 мая.
Гершкович, проработавший в журнале чуть больше года, заявил суду, что не виновен. Его работодатель заявил, что дело против него, которое считается первым уголовным делом о шпионаже против иностранного журналиста в постсоветской России, было основано на ложном обвинении. За шпионаж по российскому законодательству грозит до 20 лет лишения свободы.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия предоставит консульству США доступ к Гершковичу, добавив, что дело против него будет обнародовано. Даниил Берман, адвокат, представляющий репортера, не был допущен в зал суда, и ему не разрешили ознакомиться с обвинениями, сообщил Берман журналистам на улице. Он считал, что Гершковича доставят в Лефортово, центральную московскую тюрьму XIX века, печально известную в советское время тем, что там содержались политические заключенные.
«The Wall Street Journal категорически отвергает обвинения ФСБ и требует немедленного освобождения нашего доверенного и преданного делу репортера Эвана Гершковича. Мы солидарны с Эваном и его семьей», — говорится в сообщении газеты.
Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков сказал, что пока рано говорить об обмене заключенными с Соединенными Штатами, заявив, что такие сделки обычно заключаются только после осуждения заключенного.
Государственное телевидение «Россия-24» показало почти пятиминутный сюжет об аресте Гершковича. Корреспондент сказал, что работа Гершковича носила «откровенно пропагандистский характер», сославшись в качестве доказательства на статью, опубликованную на этой неделе под его подписью, озаглавленную «Российская экономика начинает разваливаться». В репортаже российского телевидения отмечалось, что Екатеринбургская область, где он был задержан, является крупным центром оборонной промышленности России, и предполагается, что это и было объектом его «любопытства».
Это дело может еще больше изолировать Россию, отпугнув немногочисленных иностранных журналистов, все еще работающих там. Москва фактически запретила все независимые российские новостные агентства с начала СВО, но продолжает аккредитовывать некоторых иностранных журналистов. Журналистику стали резко ограничивать законы, предусматривающие длительные сроки за любую публичную критику СВО.
Источник: ТАСС