До 31 марта все трамваи Челябинска собираются оборудовать валидаторами – электронными устройствами для обилечивания пассажиров. В век технологий это, несомненно, очень нужная вещь, но так ли будут удобны валидаторы?
Установка валидаторов подразумевает увольнение кондукторов. Теперь в трамваях они просто не нужны. Городские власти нашли выход из ситуации: они предлагают кондукторам переучиться на водителей трамвая или троллейбуса. По словам городской администрации, для нормальной работы городского транспорта не хватает порядка 150 водителей автобусов, 90 водителей трамваев и около 100 водителей троллейбусов. При этом вместо стипендии бывшим кондукторам трамваев будут платить среднюю месячную зарплату. Курсы можно пройти через учебно-производственный центр «ЧелябГЭТ». В основном кондукторами работают женщины старше 50 лет. Захотят ли они сесть за руль в этом возрасте – остается загадкой.
Несомненно, удобство валидатора налицо, если он будет установлен в передней части трамвая. Водитель, открыв только переднюю дверь, будет видеть, кто оплатил проезд, и не пропустит безбилетников. Но вопрос в следующем: будет ли валидатор принимать наличку и сам выдавать сдачу, ведь далеко не все имеют карту для безналичной оплаты проезда. Или же эта работа ляжет на плечи водителей?
Если электронное устройство будет полностью автоматизировано, то это несомненный плюс. Однако могут случаться форс-мажоры. Что делать, если в пути валидатор сломается или откажет выдавать сдачу? А если это будет полуавтомат, и водителю все же придется самому отсчитывать сдачу, это отвлекает от дорожного движения.
Более того, трамваи едут по расписанию, промежуток между двумя трамваями достаточно большой. За это время на остановке скапливается достаточное количество людей. Если впускать всех по одному через переднюю дверь и ждать оплаты проезда, то это задержит рейс. Впустив в салон всех сразу через все двери, есть риск того, что кто-то предпочтет отсидеться и не заплатит за проезд.
Валидаторы еще не установили, а горожане уже начали бурное обсуждение грядущих изменений.
«А если у трамвая два вагона, как водитель будет обилечивать? Бегать из вагона в вагон?», «И то теперь? Кондукторы останутся без работы?», «Неудобно. Если народу много, придется протискиваться через весь салон, чтобы оплатить проезд», — пишут неравнодушные челябинцы в соцсетях.
Впрочем, как будет работать новая система оплаты проезда — покажет время.