Сфера образования является одной из самых важных для развития любого государства. А качество обучения в России напрямую связано с уровнем заработков педагогических работников. Правительство РФ заявило целью повышение доходов учителей в 2024 году до среднего уровня по региону.
Помочь в ее достижении призвана оптимизация структуры начисления зарплаты, важной частью которой являются стимулирующие выплаты педагогам (СВ).
Законодательство о структуре дохода педагога
Доход тружеников бюджетной сферы в целом регулируется общероссийскими и региональными законами и подзаконными актами. Эта методика не вполне отвечает условиям рыночных отношений. Потому в основном кадровом законе — Трудовом кодексе — содержится правило о передаче части полномочий по формированию выплат предприятиям, в том числе в сфере образования. То есть коллективы получают возможность влиять на суммы к выдаче.
Суть денежного стимулирования деятельности педагогов состоит в формировании условий для повышения интереса:
- к квалификационному росту в рамках одного образовательного учреждения;
- профессиональному развитию;
- улучшению качества обучения;
- развитию творческого потенциала молодежи.
Сумма к получению в ведомости каждого учителя формируется индивидуально. Она состоит из нескольких частей, расшифрованных в 129-м параграфе ТК. Они таковы:
- базовая ставка;
- компенсации;
- стимулирующие.
Каждая составляющая формируется отдельно и регулируется постановлениями Правительства РФ и региональных властей. Причем на величину части влияют определенные факторы. Основные приведены в таблице:
Составляющая зарплаты | Факторы, влияющие на индивидуальные начисления |
Базовая ставка | Квалификация учителя;
количество занятых часов в неделю (норма 18) |
Компенсации | Сверхурочная деятельность;
индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях; проверка тетрадей; применение компьютерной техники в образовательном процессе; классное руководство; ответственность за кабинет; участие в организации:
|
Стимулирующие | Утверждаются локальным нормативным актом на основании рекомендаций Минобрнауки РФ |
Порядок формирования заработка бюджетников
Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:
- строго подчинен требованиям параграфов ТК (в частности, 129 и 135);
- их нормы ложатся в основу:
- издания Постановлений Правительства (ПП) РФ;
- разработки решений и рекомендаций:
- трехсторонней комиссии, включающей представителей профсоюзной организации педагогов;
- Минобрнауки;
- вышеперечисленные документы в совокупности исполняются:
- местными органами самоуправления;
- коллегиальными органами образовательных учреждений (ОУ).
Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.
Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:
- правила начисления сумм установлены в законодательстве;
- конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
- по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
- последним руководствуются:
- бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ;
- местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.
Порядок стимулирования бюджетников
Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2017 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.
В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:
- доплаты за:
- непрерывный стаж и выслугу;
- качество работы;
- премирование:
- по результатам трудовой деятельности;
- за интенсивность и достижения.
О критериях оценивания достижений в профессиональном труде
Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше).
Алгоритм действий ОУ таков:
- Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
- разработка критериев;
- применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
- Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
- Оформление работы коллегиального органа протоколами.
Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:
- равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
- общедоступности информации о критериях оценивания;
- оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).
Особенности начисления СВ педагогам
Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной).
Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:
- определение перечня показателей эффективности;
- утверждение количественной системы их оценки;
- выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.
Самим труженикам необходимо обеспечить:
- доступность информации о работе коллегиального органа;
- возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
- понятность и объективность предъявляемых требований.
Коллегиальному органу ОУ предоставлен широкий круг полномочий. Однако решения его не могут выходить за рамки действующего законодательства и указаний Министерств и ведомств.
Поощрение учителей и воспитателей ДОУ
Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:
- что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
- способен планировать свои действия по достижению целей;
- понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.
В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:
- инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
- создание:
- комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
- наглядных пособий;
- условий для выявления способностей детей;
- организация полноценного сотрудничества с родителями;
- внесение предложений, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
- индивидуальная работа с учениками из неблагополучных семейств;
- популяризация здорового образа жизни;
- отслеживание положительной динамики успеваемости;
- участие педагога и учеников в общешкольных мероприятиях.
На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.
Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений
Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ. Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.
Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):
- уровень:
- соблюдения учреждением законодательных нормативов;
- взаимодействия с органами местного управления;
- доступности информации о школе (садике);
- соответствия качества услуг запросам потребителей;
- наличие в ОУ:
- инициативных успешных проектов, культурной и социальной направленности;
- программ:
- для одаренных учеников;
- оздоровительных;
- спортивных;
- дополнительного образования;
- привлечение к работе ОУ молодых педагогов.
Тонкости начисления премиальных
Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:
- учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
- а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.
Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:
- от наличия средств в бюджете;
- количества охваченных услугами детей;
- профессиональной подготовки директора и бухгалтера.
Последние изменения
В 2019 году методика стимулирования опять подверглась изменениям. Правительство анонсировало планы на повышение уровня обеспеченности педработников за счет увеличения СВ. С этой целью будут пересматривать как методику расчета бюджетных трансфертов, так и критерии оценки деятельности педагогов.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Здравствуйте! 1.Если я заслуженный учитель+ отличник просвещения+ имею другие награды государственные в общей сложности сколько % доплат я должна получать? Суммируются ли доплаты? 2. В этом году было ли дополнительные доплаты в сумме 10 т.р. заслуженным учителям? Если да, то дайте объяснение, пожалуйста.
1. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты педагогическим работникам, удостоенным почетного звания РСФСР «Заслуженный учитель школы РСФСР», почетных званий Российской Федерации «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» и «Заслуженный учитель Российской Федерации» определяется на региональном уровне и закрепляется в соответствующих НПА. Вы не указали свой регион проживания, поэтому детализировать ответ не представляется возможным.
2. С данным вопросом Вы можете обратиться в Департамент образования или непосредственно в правительство субъекта РФ по месту Вашего постоянного проживания.
3. Порядок формирования оплаты труда регламентируется Вашим трудовым договором, положениями об оплате труда и другими локальными актами, коллективными договорами Вашего образовательного учреждения и региональными НПА о дополнительных и стимулирующих выплатах, порядке оплаты труда педагогических работников. С этими документами Вы можете ознакомиться в отделе кадров, бухгалтерии Вашего образовательного учреждения.
Здравствуйте!
Положены ли выплаты стимулирующего характера молодому специалисту, который поменял место работы (до этого работал без диплома, но по той же специальности и данных выплат не было)?
Если да, то прописано ли это в каких-то документах? Какие справки нужно предъявить?
1. Подъемные и иные стимулирующие выплаты для молодых специалистов регламентируются в настоящее время региональными НПА и локальными актами предприятия. Вы не указали регион места работы, поэтому детализировать ответ не представляется возможным.
2. Если речь идет об учителях, то для них действует федеральная программа «Земский учитель», в связи с чем, большинство регионов упразднили свои региональные программы.
3. Точный ответ Вы можете получить в правительстве субъекта РФ по месту проживания (соответствующем министерстве) и/или в отделе кадров.
Здравствуйте. Я бы хотела узнать, куда обращаться, если нам стимулирующие не платят совсем уже несколько лет?
Для начала — в Департамент образования по месту работы, чтобы узнать о наличии таких выплат в регионе и порядке/правилах их распределения. Если в регионе выплаты есть и Вам они не назначаются неправомерно, то обращайтесь с жалобой в инспекцию по труду и в региональное подразделение Минобразования.
Здравствуйте! Педагог высшей категории.
Положены ли мне выплаты стимулирующего характера с сентября по декабрь 2020 года, если я на карантине как работающий пенсионер 65+? А эти стимулирующие баллы я заработала упорным трудом с учениками (участие на конкурсах, олимпиадах и т.д.) с 1 января по 1 сентября 2020 года. И теперь я их не получаю. А получаю около 10 тыс. от страховой компании. А ведь стимулирующие выплачиваются по полугодиям по результатам дополнительных трудовой деятельности.
С уважением к вам. Проживаю в Чувашии.
1. Если стимулирующие в Вашем учебном заведении выплачивают по полугодиям, то Вам должны были назначить их пропорционально фактически отработанному времени в соответствии с порядком, правилом назначения этих выплат. Если иное не предусмотрено локальным актом Вашего учреждения или НПА органа местного самоуправления. В них должны быть указаны наименование, условия осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в учреждениях системы образования.
2. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в учреждениях показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.
3. Решение об осуществлении выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ принимается руководителем учреждения по согласованию с органом общественного самоуправления и профсоюзной организацией (или иным органом, представляющим интересы всех или большинства работников учреждения).
Добрый день! Работаю в школе учителем биологии. В руках держу выписку приказа «Об установлении надбавки за интенсивность и высокие результаты работы по организации образовательного процесса с января 2021 по май 2021 г.» У меня возник вопрос «Неужели во время летних каникул эта надбавка не предусмотрена?»
Сама надбавка, исходя из ваших слов, называется «за интенсивность и высокие результаты работы по организации образовательного процесса». Логично предположить, что во время каникул образовательного процесса, тем более интенсивного нет. Официально каникулярное время в школе не относится к рабочему по общим правилам, поскольку дети в это время не учатся. Исключение — период экзаменов, если он выпадает на каникулярное время. Но это в любом случае не общий образовательный процесс, а экзаменация. Она должна оплачиваться по другим показателям, если вы в ней принимаете участие. Здесь вы не организуете самостоятельно образовательный процесс, а действуете в соответствии с приказами/распоряжениями директора.
Здравствуйте! Хотелось бы уточнить. Данная надбавка оплачивается за предыдущий период. Т. е. в настоящее время я получаю надбавку за то, как я поработала в первом полугодии. Если я уйду в отпуск с 1 июля, то почему в этом месяце не будет доплаты??? Или, если я выйду в конце июля, почему за август не будет доплаты??? Не понятно!
Точные правила предоставления такой надбавки регламентируются региональными, муниципальными или локальными НПА. Т.к. мы не знаем юридическую природу конкретно взятых выплат, то пояснить, как точно вам должны быть предоставлены эти надбавки, в каком порядке, не видя соответствующих НПА, невозможно. Рекомендуем вам обратиться за соответствующими разъяснениями в бухгалтерию места работы.
положены ли стимулирующие выплаты учителю, который работает на ставку и одновременно на 0,25 ставки завуча7
Точные правила и порядок назначения стимулирующих выплат регламентируется региональными и локальными НПА. Вы не указали свой регион проживания, поэтому в этой части детализировать ответ не представляется возможным. Что касается локальных НПА, то это нормативно-правовые акты самого учебного заведения. У нас к ним доступа нет. Ознакомиться с региональными НПА вы можете на сайте регионального подразделения Министерства образования, с локальными — в отделе кадров, бухгалтерии по месту работы.