ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск нарушителей

ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск нарушителей

С целью недопущения недобросовестной конкуренции между частными и государственными организациями, применяется антимонопольное законодательство. Контроль над исполнением правовых норм возложен на ФАС.

Что такое ФАС

ФАС расшифровывается, как «Федеральная антимонопольная служба». Данная организация является государственным ведомством, работники которого следят за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Сотрудники ФАС вправе проводить физический осмотр, проверять документацию компаний, производить тайные закупки и применять иные методы, направленные на проверку законности деятельности предприятий.

Надо отметить, что ФАС имеет представительство в каждом регионе. Данные организации называются территориальными ведомствами федеральной антимонопольной службы. Именно они обязаны контролировать соблюдение организациями антимонопольного законодательства в каждом из уголков страны.

Важно! Главным НПА, регламентирующим защиту конкуренции в целом, а также деятельность ФАС, является закон, принятый на федеральном уровне и зарегистрированный под номером 135 в 2006 году.

Надо отметить, что ФЗ не раз подвергался видоизменению. Последние правки в него были внесены в феврале 2021 года.

Задачи и функции ФАС

На ФАС возложена обязанность по выполнению определенного ряда задач и функций. Их перечень определен статьей 22 ФЗ, зарегистрированного под номером 135 в 2006 году.

Задачи ФАС Функции ФАС Особенности деятельности ФАС
Выполнений мероприятий, связанных с осуществлением контроля над соблюдением антимонопольного законодательства. Контроль над исполнением действующего российского законодательства в области защиты конкуренции. В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, а также федеральными законами.
Проверка законности и обоснованности информации рекламного характера. Территориальные ведомства ФАС присутствуют в каждом регионе России.
Осуществление действий, связанных с контролем над законностью проведения закупок для государственных нужд. Пресечение противоправных действий. Территориальные органы не имеют права осуществлять контроль организаций вне своей территории.
При выявлении нарушение, возбуждение и рассмотрение дела. Предупреждение недобросовестной конкуренции. Контроль над деятельностью территориальных ведомств возложен на главное управление ФАС.
Вынесение для компании, нарушившей антимонопольное законодательства, санкций. Пресечение монополистической деятельности компаний. Для осуществления контроля работники организации вправе применять любые методы, не противоречащие действующему российскому законодательству.
Направление в ведомства предложений по внесению коррективов в действующее законодательство. Выявление нарушений.
Направление исковых заявлений в суд. Контроль законности распределения и предоставления ресурсов, принадлежащих государству. Компании не вправе препятствовать проведению проверки сотрудниками ФАС.
Принимать участие в ходе проведения судебных заседаний.

Надо отметить, что функции ФАС описаны не в одном НПА, а в сразу нескольких федеральных законах:

  • о конкуренции;
  • о рекламе;
  • об электроэнергетике;
  • о естественных монополиях;
  • о государственных закупках и др.

Таким образом, специалисты службы обязаны выполнять огромный перечень обязанностей, связанных с осуществлением задач и функций.

Полномочия ФАС

Основной перечень полномочий ФАС описан в статье 23, федерального закона, регламентирующего защиту конкуренции.

  • контроль над соблюдением компаниями, в том числе государственными, антимонопольного законодательства;
  • выявление нарушений, а также возбуждение дел в отношении правонарушителей;
  • рассмотрение дел, связанных с несоблюдением норм антимонопольного законодательства;
  • после проведения расследования, вынесение решения, в том числе для органов власти;
  • направление в центральный банк РФ предложений, связанных с улучшением антимонопольного законодательства путем внесения правок;
  • рассмотрение жалоб от юридических и физических лиц;
  • привлечение к ответственности нарушителей;
  • подача исков в суд на недобросовестную компанию, нарушившую антимонопольное право;
  • участие в ходе проведения судебного заседания;
  • размещение предписаний компаниям и государственным органам в свободном доступе, то есть в сети Интернет, например на официальном сайте.

Вторая часть 23 статьи вышеуказанного федерального закона, определяет и иные полномочия ФАС, к которым относятся следующие действия:

  1. Разработка форм предоставления информации о совершении некоторых видов операций. Все действия или сделки, за которые нужно отчитываться, описаны в статье 32 ФЗ-135.
  2. Формирование методов, при помощи которых определяется заниженная или завышенная цена услуг банков, МФО, КПК. Данная деятельность ведется вместе с Центробанком РФ.
  3. ФАС имеет право издавать собственные НПА, регламентирующие деятельность компаний в области соблюдения антимонопольного права.
  4. Работники ведомства обязаны разъяснять все вопросы, связанные с применением антимонопольного законодательства. Кроме этого, они должны рассказывать, как нарушения оказывают влияние на формирование конечной цены.
  5. Сотрудники ФАС вправе предложить лицензирующим органам лишить компанию лицензии на основании того, что организация нарушила право.

Важно! ФАС обязана ежегодно публиковать результаты работы в открытом доступе, а также направлять их на рассмотрение в Правительство РФ.

Поиск нарушителей ФАС

Вся деятельность ФАС связана с контролем над исполнением норм антимонопольного законодательства и выявлением нарушителей. Поиск последних осуществляется всеми методами, не противоречащими ГК РФ, Конституции, Федеральным законам и иным НПА.

Права сотрудников ФАС при поиске нарушителей

В ходе поиска правонарушителей, сотрудники ведомства имеют право получать доступ на территорию коммерческих, некоммерческих организаций, а также государственных служб, в том числе органов власти.

Работники ФАС могут просить представить все интересующие их документы. Отказ от передачи бумаг приравнивается к препятствию выполнения работы ведомством и запрещается на законодательном уровне. Данное правило регламентировано 24 статьей федерального закона, который зарегистрирован под номером 135 в 2006 году.

Обязанность по предоставлению информации ФАС

Все компании, которые ведут деятельность на территории РФ, а также органы власти и иные государственные, муниципальные организации обязаны представлять сведения о своей работе ФАС.

Исключением не является и информация, которая относится к коммерческой или государственной тайне. Но последние подаются с учетом норм действующего законодательства.

Под контроль ФАС попадает и Центробанк РФ. Даже он не вправе отказаться от предоставления документов, запрашиваемых ведомством. Для законного получения данных, работники ФАС обязаны направить запрос в письменном виде.

Как осуществляет поиск нарушителей

Поиск нарушителей специалистами ФАС осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Первые выполняются 1 раз в 3 года. Моментом отсчета считается дата образования компании или реализация предыдущего обследования.

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

  • компанию заподозрили в нарушении действующего антимонопольного законодательства;
  • обследование поручил осуществить Президент РФ;
  • организации, нарушившей право, вынесено предписание, срок исполнения которого истек.

Важно! Обследование представителей малого предпринимательства проводится по согласованию с прокуратурой.

Сама проверка не может быть начата без соответствующего приказа руководителя ФАС. Работники ведомства обязаны закончить выполнение обязанностей в течение одного месяца с даты ее начала. Надо отметить, что в случае организации внепланового обследования, ФАС обязана оповестить компанию или организацию, которая подвергается проверке не меньше, чем за сутки от предполагаемой даты начала анализа.

Требования к проведению проверки

При проведении проверки могут быть осмотрены помещения компании, прилегающая территория, а также исследованы документы

Разрешается проводить видео и фото съемку, снимать копии с бумаг или делать их электронные формы.

Важно! Осмотр запрещено проводить при отсутствии двух незаинтересованных в результатах проверки лиц, которых называют понятыми.

Надо отметить, что понятыми не могут быть сотрудники ФАС или проверяемой компании. Иногда требуется экспертный взгляд со стороны. В таком случае потребуется нанять специалиста, имеющего достаточный уровень квалификации. Запрещено осматривать личное жилье, как работников организации, так и ее руководителей.

Если для проверки требуются документы, то руководство фирмы обязано обеспечить их предоставление в течение максимум трех рабочих суток. В случае необходимости, подаются оригиналы, а если нет подобной возможности, то допускаются и заверенные копии.

Правила оформления результатов

В ходе проведения проверки ФАС составляется протокол. В нем описываются все действия, производимые сотрудниками ведомства, а также выявленные нарушения. Документ подписывают представители компании, понятые и лица, которые осуществляли контроль.

Результат обследования оформляется актом, который составляется в двух идентичных экземплярах. Первый остается у ФАС, а второй передается проверяемому лицу. Если нет возможности вручить документ лично, он направляется заказным письмом с уведомлением.

Форма акта разрабатывается территориальными ведомствами и является обязательной для использования по всему региону.

Ссылка на текущую статью Льготы всем
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях – мы с удовольствием на них ответим!